Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2092/2023 ~ М-1709/2023 от 22.06.2023

Дело № 2-2092/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград                             10 октября 2023 года

Краснооктябрьский районный суд гор. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Земсковой Т.В.,

при секретаре Кулагиной Г.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО1 о лишении права на получение единовременных выплаты и пособия, компенсационной выплаты, разовой материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику ФИО1 о лишении права на получение единовременных выплаты и пособия, компенсационной выплаты, разовой материальной помощи.

Свои требования мотивирует тем, что с ответчиком она познакомилась осенью 1992 года. Мать ответчика была против их дружбы, но они тайком продолжали встречаться.

В 1993 году истец забеременела, мать ФИО5, узнав об этом, заставляла ее сделать аборт, оскорбляла, скандалила.

Однако стороны все равно зарегистрировали брак 19.01.1994г. После этого ФИО5 ушел в армию, а истец жила со своей матерью и младшим братом. С тех пор больше ответчика - ФИО5 в своей семье истец не видела

13.07.1994г родился их совместный с ответчиком сын - ФИО2.

Позже истец узнала, что ответчик расторг с ней брак через несколько дней после рождения ФИО7.

24.10.2022г. ФИО2 погиб в ходе специальной военной операции.

После гибели сына истец получила страховые выплаты и компенсации, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

В ее адрес и адрес супруги сына - ФИО3 были произведены выплаты и компенсации в размере 1/3 доли на каждую. Оставшаяся часть выплаты в размере 1/3 доли причитается отцу погибшего - ответчику ФИО5 Однако, выплата в его адрес произведена не была, в связи с отсутствием с его стороны обращения.

Как полагает истец, ответчик должен быть лишен права на получение единовременных выплаты и пособия, компенсационной выплаты, разовой материальной помощи, поскольку при жизни сына ответчик не занимался его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, алименты не выплачивал.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнения требований, просит суд Лишить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение следующих выплат:

- единовременной выплаты, установленной Указом президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в размере 1/3 доли в сумме 1 666 666.00 рублей, выплачиваемой Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области;

единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего при исполнении обязанности военной службы, выплачиваемого АО «СОГАЗ» на основании с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1/3 доли в сумме 1 484 232,02 рубля;

компенсационной выплаты в счет страховой суммы, выплачиваемой АО «СОГАЗ» на основании Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» в размере 1/3 доли в сумме 989 488,01 рублей;

-    разовой материальной помощи, выплачиваемой комитетом жилищной и социальной политики Администрации Волгограда на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.03.2022г. № 192 «Об оказании материальной помощи членам семей лиц, проходивших военную службу (службу) и участвовавших в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики Запорожской области, Херсонской области и Украины» в размере 1/3 доли в сумме 333 333,33 рубля.

Истец ФИО4, ее представитель ФИО10 в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по последним известным адресам, возражений по существу исковых требований суду не представил, об обстоятельствах, препятствующих его явке в суд, не уведомил.

Адвокат ФИО11, привлеченная судом к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика ФИО1, действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО12 в судебном заседании полагала решение на усмотрение суда.

Представитель Военного комиссариата <адрес>, военного комиссариата Краснооктябрьского и <адрес>ов г. ФИО27 ФИО13 в судебном заседании полагала решение на усмотрение суда.

Представитель комитета жилищной и социальной политики администрации ФИО27 ФИО14 в судебном заседании полагала решение на усмотрение суда.

Представитель Комитет финансов <адрес> ФИО15 в судебном заседании полагала решение на усмотрение суда.

Представитель ГКУ ЦСЗН по <адрес> ФИО27 ФИО16 в судебном заседании полагал решение на усмотрение суда.

Представитель ОСФР по <адрес> ФИО17 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ответчик не был лишен родительских прав в отношении ФИО2

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, возражения на иск не представили.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается денежная сумма.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-03).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности. пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 и ФИО5 заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО28, что подтверждается справкой отдела ЗАГС администрации <адрес> г. ФИО27№ А-01187 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о рождении V-РК истец ФИО19 и ответчик ФИО5 являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как усматривается из ответа отдела ЗАГС администрации <адрес> г. ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 переменил фамилию на «Гец».

ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом ФИО19 и ответчиком Гец В.В. расторгнут, что подтверждается справкой отдела ЗАГС администрации <адрес> г. ФИО27№ А-01189 от ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из ответа отдела ЗАГС администрации <адрес> г. ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ , ответчик ФИО1 в дальнейшем состоял в зарегистрированном браке с Присячевой (после заключения брака Гец) О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с Ковалевой (после заключения брака Гец) О.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Гец В.В. заключил брак с Ланкиной (после заключения брака Гец).О.С.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в зарегистрированном браке с ФИО20, после заключения данного брака ФИО19 присвоена фамилия Фонкац, что подтверждается справкой отдела ЗАГС администрации <адрес> г. ФИО27 о заключении брака № А-04177 от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о расторжении брака I-РК от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем после заключения в 2016 году брака с ФИО21 истец переменила фамилию на ФИО29.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключил брак с ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-РК от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 проходил военную службу по мобилизации в Министерстве обороны РФ и погиб при исполнении обязанностей военной службы ДД.ММ.ГГГГ.

В письменном отзыве АО «Согаз» на исковое заявление указано, что в соответствии с положениями части 1 статьи 935, части 1 статьи 969 ГК РФ, части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Министерством обороны РФ с АО "СОГАЗ" заключен государственный контракт на оказание услуг по выплате в 2023 году за счет средств Министерства обороны, в частности, гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ, согласно Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в РФ", компенсаций по страховым случаям указанным в статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения РФ" (далее - Закон № 52-ФЗ).

Выплата компенсаций указанным военнослужащим производится на условиях и в соответствии с Законом № 52-ФЗ.

Также, в соответствии государственным контрактом АО "СОГАЗ" за счет денежных средств Министерства обороны РФ осуществляет в 2022-2023 годах выплату единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей, предусмотренных частями 8,12 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее Закон № 306-ФЗ).

Согласно абзацу 2 статьи 4 Закона № 52-ФЗ страховым случаем является гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 5 Закона № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы страховая сумма выплачивается в размере 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 5 указанного закона размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

На момент выплаты размер страховой суммы, выплачиваемой в связи с гибелью военнослужащего в период военной службы, составлял 3 131 729,56 руб.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 52-ФЗ выгодоприобретателями, в случае смерти (гибели) застрахованного лица, являются в том числе родители застрахованного лица.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего наступившей при исполнении обязанностей военной службы членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3.000.000 руб.

В соответствии с частью 16 статьи 3 Закона № 306-ФЗ размеры единовременных пособий, установленные частями 8,12 настоящей статьи ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством РФ.

На момент выплаты размер единовременного пособия, выплачиваемого в связи с гибелью военнослужащего при исполнении обязанности военной службы, составлял 4 452 696.06 руб.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

В АО "СОГАЗ" с заявлением о выплате единовременного пособия, страховой суммы, в связи с гибелью застрахованного лица в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы обратились ФИО3 (супруга погибшего), ФИО4 (мать погибшего).

Согласно представленным документам выгодоприобретателем и членом семьи военнослужащего также является ФИО5 (отец погибшего).

Учитывая, что представленными документами достоверно подтверждался факт наступления страхового случая, представленный комплект документов и порядок их оформления соответствовал требованиям Приказа министра обороны РФ от 06.05.2012 № 1100, и Перечню утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998г № 855, основания для освобождения страховщика от осуществления страховой выплаты, предусмотренные ст. 10 Закона № 52-ФЗ отсутствовали, страховщик осуществил выплату:

ДД.ММ.ГГГГ - единовременного пособия в размере 1 484 232,02 руб. в адрес ФИО3, ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ - компенсационной выплаты в счет страховой суммы в размере 989 488,01 руб., в адрес ФИО3, ФИО4

Денежные средства, предназначенные для выплаты ФИО5, не выплачивались в связи с отсутствием заявления об осуществлении выплат и зарезервированы за ним.

Как усматривается из ответа комитета жилищной и социальной политики администрации ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО4, на территории <адрес> материальная помощь членам семей военнослужащих, погибших при проведении специальной военной операции, оказывается в соответствии с Порядком оказания материальной помощи, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.03.2022 № 192 «Об оказании материальной помощи членам семей лиц, проходивших военную службу (службу) и участвовавших в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики. Луганской Народной Республики и Украины» (далее Порядок).

Выплату материальной помощи осуществляет исполнительно- распорядительный орган муниципального образования <адрес>, бюджету которого выделены средства резервного фонда <адрес>.

В соответствии с постановлением администрации ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении уполномоченного органа по оказанию материальной помощи членам семей лиц, проходивших военную службу (службу) и участвовавших в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины» уполномоченным органом по приему заявлении об оказании материальной помощи, о принятии решений об оказании (об отказе в оказании) материальной помощи и по выплате материальной помощи па территории ФИО27 определен комитет.

В соответствии с пунктом 4 Порядка материальная помощь оказывается в размере 1000000 рублей и выплачивается однократно в равных долях каждому члену семьи военнослужащего.

Согласно пункту 5 Порядка материальная помощь оказывается при условии обращения члена семьи военнослужащего за ее выплатой в течение 12 месяцев со дня гибели (смерти) военнослужащего. Невостребованные денежные средства подлежат возврату в бюджет <адрес>.

В соответствии с п. 3 постановления Губернатора Волгоградской области от 31.03.2022 № 192 к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение материальной помощи, относятся в том числе родители военнослужащего.

Кроме того, Указом Президента РФ от 05.03.2022 года N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Указом Президента РФ от 25.07.2006 года N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" и Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 года N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 года N 57168) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт "а" Указа Президента РФ от 05.03.2022 года N 98).

Истец просит лишить ответчика права на получение вышеуказанных единовременных выплаты и пособия, компенсационной выплаты, разовой материальной помощи.

В обоснование истец указывает, что с ответчиком ФИО5 она познакомилась осенью 1992 года. На тот момент им было по 17 лет. Они встречались, гуляли, ходили в кино. Все так и продолжалось, пока об их отношениях не узнала мать ответчика, которая была против их дружбы, однако, истец и ответчик все равно продолжали тайком встречаться. В 1993 году истец забеременела. Мать ФИО5, узнав об этом, заставляла истца сделать аборт, приходила со скандалами к ее матери, оскорбляла, скандалила. Однако, против воли матери ФИО5, стороны расписались ДД.ММ.ГГГГ После этого ФИО5 ушел в армию, а истец видела его только 2 раза, когда у нее умерла мать, и ответчик приходил выразить истцу соболезнование и сообщил, что собирается уехать со своей матерью на постоянное место жительство в Германию. Позже истец узнала, что ответчик развелся с ней через несколько дней после рождения их сына ФИО7. Ответчик ФИО1 участие в воспитании сына ФИО2 не принимал, материальную помощь на его содержание не предоставлял, своих обязанностей родителя не осуществлял, алименты не выплачивал. В воспитании ее сына ФИО2 все время принимал участие второй супруг истца - ФИО20, от которого у истца родился сын ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 2016 году истец заключила брак с ФИО21, который также принял колоссальное участие в жизни и воспитании детей истца. В 2006 году от бывшей жены ФИО1 - Гец О.А. истец узнала, что ответчик уехал на постоянное место жительство в Германию, о его дальнейшей судьбе и месте нахождения ей ничего не известно.

Доводы истца подтверждаются показаниями свидетелей.

Так, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля бывший супруг истца ФИО20 показал, что в период их с истцом совместного проживания ответчик никакого участия в воспитании ребенка ФИО7 не принимал, подарков ему не дарил, денежные средства не перечислял.

Свидетель ФИО22 (сын истца) в судебном заседании пояснил, что ответчика ФИО5 он никогда не видел. Со слов его брата ФИО7 последний в социальной сети написал своему отцу (ответчику), что желает с ним увидеться, но ответчик отказался от встречи в грубой форме, потом внес брата в «черный список». Аналогичные показания в качестве свидетеля в судебном заседании дал друг ФИО2ФИО23

Свидетель ФИО24 (подруга истца) и свидетель ФИО25 (брат истца) в судебном заседании также пояснили, что ответчик никогда не принимал участие в воспитании и содержании сына ФИО7.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой и пояснениями истца. Доказательств обратного ни стороной ответчика, ни третьими лицами не представлено, а судом не добыто.

Из ответа отдела по вопросам миграции ОП У МВД России по г. ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что гражданин Гец В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. документирован паспортом гражданина РФ серии 1800 выдан ДД.ММ.ГГГГ Краснооктябрьским РОВД г. ФИО27, имеет заграничный паспорт серии 53 выдан ДД.ММ.ГГГГ, действительный до 29.04.2026г., границу Российской Федерации пересек ДД.ММ.ГГГГ (Германия Франфуркт). Уведомление о двойном гражданстве не подавал. Сведениями о регистрации по месту пребывания и по месту жительства отдел не располагает.

Разрешая требования по существу, суд исходит из того, что при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, суд находит исковые требования истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку ответчик фактически с момента рождения своего сына ФИО2 самоустранился от надлежащего исполнения своих родительских обязанностей в отношении него, не принимая никакого участия в воспитании сына, формировании его личности, не интересовался его жизнью и здоровьем, не принимал меры к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал право на общение с сыном, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к ФИО1 о лишении права на получение единовременных выплаты и пособия, компенсационной выплаты, разовой материальной помощи – удовлетворить.

Лишить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение следующих выплат:

- единовременной выплаты, установленной Указом президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в размере 1/3 доли в сумме 1 666 666,00 рублей, выплачиваемой ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области»;

- единовременного пособия в связи с гибелью военнослужащего при исполнении обязанности военной службы, выплачиваемого АО «СОГАЗ» на основании ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1/3 доли в сумме 1484 232 рублей 02 копеек;

- компенсационной выплаты в счет страховой суммы, выплачиваемой АО «СОГАЗ» на основании Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» в размере 1/3 доли в сумме 989 488 рублей 01 копейки;

- разовой материальной помощи, выплачиваемой комитетом жилищной и социальной политики Администрации Волгограда на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.03.2022г. № 192 «Об оказании материальной помощи членам семей лиц, проходивших военную службу (службу) и участвовавших в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины» в размере 1/3 доли в сумме 333333 рублей 33 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснооктябрьский районный суд города ФИО27.

Судья                                Т.В. Земскова

Мотивированный текст решения изготовлен 17 октября 2023 года.

Судья                                Т.В. Земскова

2-2092/2023 ~ М-1709/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гончарова Ольга Анатольевна
Ответчики
Орлов Виталий Викторович
Другие
СО АО "СОГАЗ"
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
ФКУ "УФО МО РФ по Волгоградской области"
ГКУ Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району Волгограда
Администрация Волгоградской области
Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда Имени Максима
Администрация Волгограда
Управление Федерального Казначейства по Волгоградской области
Комитет финансов Волгоградской области
Военный комиссариат Волгоградской области
Макарова Светлана Валерьевна
Войсковая часть № 13766
Отделение ПФР по Волгоградской области
Министерство обороны РФ
Орлова Юлия Сергеевна
Судья
Земскова Т.В.
Дело на странице суда
krokt--vol.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Подготовка дела (собеседование)
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
19.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее