Дело №
УИД 25RS0№-78
Мотивированное решение
составлено 23.05.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> края в составе председательствующего Т.А. Михайловой, при ведении протокола помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
в суд обратился Находкинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что Находкинской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» требований законодательства о социальной защите инвалидов при адаптации для нужд инвалидов и маломобильных групп населения учреждения здравоохранения - поликлиники № на железнодорожной станции Партизанск. В ходе анализа установлено ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» на праве собственности осуществляет эксплуатацию здания (учреждения здравоохранения) - поликлиники № на железнодорожной станции Партизанск (условный номер объект: 25:33:18 01 09:0035:07299; адрес: <адрес>, № записи в ЕГРН 25-25-14/028/2013-197 от дата). В нарушение требований законодательства ответственными должностными лицами ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не приняты меры к адаптации для инвалидов и маломобильных групп населения объекта здравоохранения - поликлиника № на железнодорожной станции Партизанск. Руководством ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» в поликлинике № на железнодорожной станции Партизанск не организовано инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Около объекта социальной инфраструктуры не выделены парковочные места для инвалидов для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Условия для беспрепятственного доступа к объекту и предоставляемым в нем услугам для инвалидов и маломобильных групп населения не обеспечены, в поликлинике отсутствуют тактильные наземные указатели, пандусы. Возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположен объект, входа в такой объект и выхода из него, в поликлинике отсутствует. В поликлинике № на железнодорожной станции Партизанск не размещено надлежащим образом оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. В медицинском учреждении не осуществляется дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также отсутствуют надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, не обеспечен допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг ответственными работниками ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не разработан. Обследование объекта не проведено. Вышеуказанные нарушения об исполнении обязательных требований законодательства при обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам, а также лицам с ограниченными возможностями к объектам транспортной инфраструктуры являются недопустимыми. Выявленные нарушения негативным образом влияют на состояние законности в указанной сфере и требуют принятия мер к их устранению. Допущенные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения руководством и иными ответственными лицами ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» своих должностных обязанностей. С целью устранения выявленных нарушений законодательства Находкинским транспортным прокурором дата главному врачу ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» внесено представление, по результатам рассмотрения, которого доводы прокурора, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, однако реальных мер к устранению руководством ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не принято. В отношении юридического лица - ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» Находкинский транспортный прокурор дата возбудил дело об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении с материалами проверки направлено в Управление Росздравнадзора по <адрес> для рассмотрения по существу. Доводы Находкинского транспортного прокурора, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются информацией, представленной ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>», рапортом помощника Находкинского транспортного прокурора, представлением Находкинского транспортного прокурора, постановлением прокурора о возбуждении в отношении ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» дела об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ, ответом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» на представление Находкинского транспортного прокурора. При этом ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» меры по обустройству вокзала необходимым оборудованием не принимаются. Вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов и предоставляемых услуг на них являются недопустимыми, поскольку нарушают права указанной категории лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества и реализацию своих потребностей. С учетом этого, просит суд обязать ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» (ИНН 2540105410) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при обеспечении инвалидам и маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объекту здравоохранения и услугам предоставляемым в нем (Поликлиника № на железнодорожной станции Партизанск; условный номер объект: 25:33:18 01 09:0035:07299; адрес: <адрес>), путем: проведения обследования и составления паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг; выделения на территории, прилегающей к зданию поликлиники № парковочных мест бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов; оборудования объекта устройствами дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации; размещения для инвалидов на входе в здание поликлиники № текстовой и графической информации об объекте и предоставляемых в нем услугах знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; оборудования входов в кабинеты врачей и процедурные поликлиники №, в которых осуществляется обслуживание инвалидов, световыми сигнализаторами вызова пациентов.
В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора ФИО2 поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В случае удовлетворения иска просила предоставить срок исполнения решения суда 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Федеральный закон от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижениями оказание им помощи на объектах социальной инфраструктуры; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Приказом Минздрава России от дата №н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок №н).
Настоящий Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной,муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи.
В силу п. 3 Порядка №н руководители органов и организаций, предоставляющих услуги, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
В соответствии с п. 4 Порядка №н органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Согласно п. 5 Порядка №н органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются:
размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;
оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.
В соответствии с п. 8 Порядка №н в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт).
Приказом Минстроя России от дата №/пр утвержден и введен в действие «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2020).
В силу подпункта 8.3.3 СП 59.13330.2020 на входах в медицинские организации для пациентов и посетителей должны быть обеспечены визуальное, тактильное, радио- или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (при наличии нескольких входов).
Входы в кабинеты врачей и процедурные должны быть оборудованы световыми сигнализаторами вызова пациентов.
В судебном заседании установлено, что Находкинской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» требований законодательства о социальной защите инвалидов при адаптации для нужд инвалидов и маломобильных групп населения учреждения здравоохранения - поликлиники № на железнодорожной станции Партизанск.
В ходе анализа установлено ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» на праве собственности осуществляет эксплуатацию здания (учреждения здравоохранения) - поликлиники № на железнодорожной станции Партизанск (условный номер объект: 25:33:18 01 09:0035:07299; адрес: <адрес>, № записи в ЕГРН 25-25-14/028/2013-197 от дата).
В нарушение требований законодательства ответственными должностными лицами ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не приняты меры к адаптации для инвалидов и маломобильных групп населения объекта здравоохранения - поликлиника № на железнодорожной станции Партизанск, не организовано инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Около объекта социальной инфраструктуры не выделены парковочные места для инвалидов для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. Условия для беспрепятственного доступа к объекту и предоставляемым в нем услугам для инвалидов и маломобильных групп населения не обеспечены, в поликлинике отсутствуют тактильные наземные указатели, пандусы. Возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположен объект, входа в такой объект и выхода из него, в поликлинике отсутствует. В поликлинике № на железнодорожной станции Партизанск не размещено надлежащим образом оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности. В медицинском учреждении не осуществляется дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также отсутствуют надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, не обеспечен допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг ответственными работниками ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не разработан. Обследование объекта не проведено.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства Находкинским транспортным прокурором дата главному врачу ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» внесено представление, по результатам рассмотрения, которого доводы прокурора, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, однако реальных мер к устранению руководством ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» не принято.
Постановлением по делу об административном правонарушении № от дата, вынесенным Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес>, врачу ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. При этом, требования прокурора не связаны с вмешательством в хозяйственную деятельность, поскольку направлены на защиту прав потребителей услуг.
Поскольку до настоящего времени допущенные нарушения не устранены, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при обеспечении инвалидам и маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объекту здравоохранения и услугам предоставляемым в нем (Поликлиника № на железнодорожной станции Партизанск; условный номер объект: 25:33:18 01 09:0035:07299; адрес: <адрес>), путем: проведения обследования и составления паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг; выделения на территории, прилегающей к зданию поликлиники № парковочных мест бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов; оборудования объекта устройствами дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации; размещения для инвалидов на входе в здание поликлиники № текстовой и графической информации об объекте и предоставляемых в нем услугах знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; оборудования входов в кабинеты врачей и процедурные поликлиники №, в которых осуществляется обслуживание инвалидов, световыми сигнализаторами вызова пациентов.
Исходя из содержания ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, необходимо установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить данные действия.
С учетом обстоятельств дела, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ и требуемого финансирования, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД - Медицина» <адрес>» (ИНН 2540105410) в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при обеспечении инвалидам и маломобильным группам населения условий для беспрепятственного доступа к объекту здравоохранения и услугам предоставляемым в нем (Поликлиника № на железнодорожной станции Партизанск; условный номер объект: 25:33:18 01 09:0035:07299; адрес: <адрес>), путем: проведения обследования и составления паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг; выделения на территории, прилегающей к зданию поликлиники № парковочных мест бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов; оборудования объекта устройствами дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации; размещения для инвалидов на входе в здание поликлиники № текстовой и графической информации об объекте и предоставляемых в нем услугах знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; оборудования входов в кабинеты врачей и процедурные поликлиники №, в которых осуществляется обслуживание инвалидов, световыми сигнализаторами вызова пациентов.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.А. Михайлова