Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1911/2023 от 04.07.2023

УИД: 26RS0-39

Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                                       ДД.ММ.ГГГГ

Предгорный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего, судьи         -                 Дождёвой Н.В.,

при помощнике судьи                 -            Джандубаеве З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Карагезову П. М., Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании договора аренды земельного участка в части недействительным и исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости сведений о части земельного участка,

у с т а н о в и л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Карагезову П.М. о признании договора аренды земельного участка в части недействительным и исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости сведений о части земельного участка.

В обоснование исковых требований указал на то, что Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134 на предмет наличия (отсутствия) оснований защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке, в результате чего установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134, площадью 11,75 га. Результаты проведенного осмотра отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134. Акт осмотра (натурного обследования фактического использования) земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива. Составляют акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе Российской Федерации по поручению руководителя (приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»). В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее: спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 13 (Есс.); часть выдела 17, 18, 25, квартале 14 (Есс.) часть выдела 6 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество»; целевое назначение лесов, категория защитных лесов (статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации) – леса расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; согласно таксационному описанию части выдела 17 квартала 13 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества, включенные в границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134, относятся: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к нелесным землям (крутой склон). Часть выдела 18 квартала 13 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). Часть выдела 25 квартала 13 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится:к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). Часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). В связи с изменениями в таксационном описании часть выдела 25 квартала 13 (Есс.) была переведена в покрытые лесом земли в 2016 году – 2,1 га. На основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 установлено, что квартал 13 (Есс.) часть выделов 17, 18, 25, квартал 14 (Есс.) часть выдела 6 согласно данным таксационного описания 1997 года относится к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». При натурном осмотре квартала 13 (Есс.) часть выдела 17 является крутым склонном, часть выделов 18, 25 – лесными насаждениями, часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) – прочие земли.На спорном земельном участке строения и ограждения отсутствуют. Уполномоченной организацией (ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект») подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка. Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», спорный земельный участок частично сформирован из состава земель лесного фондаквартала 13 (Есс.), часть выделов 17, 18, 25, квартала 14 (Есс.), часть выдела 6 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 13 (Есс.) часть выделов 17, 18, 25, квартал 14 (Есс.), часть выдела 6 согласно данным таксационного описания 1997 года относится к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 13 (Есс.) часть выдела 17 является крутым склоном, часть выделов 18, 25 – лесными насаждениями, часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) – прочими землями. <адрес> пересечения составила – 18 916 кв.м.Согласно данному заключению, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134и лесного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106представлены:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57 1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11 1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601.29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Форма заключения ФГБУ «Рослесинфорг» утверждена Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» (вместе с «Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда»), содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью. В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг», основными целями и предметом Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (пункт 3.1.Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения https://roslesinforg.ru/).Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (пункт 3.2.3.Устава Учреждения). Применение ФГБУ «Рослесинфорг» картометрического метода допустимо в соответствии с действующим законодательством, а само Заключение носит экспертный характер. Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106.Категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, Ессентукский лесхоз. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 26:29:000000:2106подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества и ранее выданным свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования:для сельскохозяйственного производства, и предоставлен в пользование основании договора арендыКарагезову П.М.; право пользования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Вместе с тем, данный порядок не был соблюден ответчиком –уполномоченным органом решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось. Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:7134входят в границы государственного природного заказника «Бугутинский», образованного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании государственных комплексных природных заказников краевого значения «Малый Ессентучок», «Большой Ессентучок» и «Бугутинский». Спорный земельный участок предоставленный ответчику в пользование расположен в границах особо охраняемых природных территорий.Как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации,относящегося к лесному фонду. Таким образом, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда. Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данные обстоятельства указывают на неправомерность владения ответчиками частью спорного земельного участка в границах, определенных координатами поворотных точек.

Иных доводов в обоснование исковых требований не указано.

Ссылаясь на положения статей 166, 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, 6, 7, 8, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, 6, 8, 12, 19, 67, 68, 68.1, 69.1, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель илиземельных участков из одной категории в другую», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», просит признать недействительным договор аренды спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером:26:29:000000:7134 в части площади пересечения 18 916 кв.м, данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Признать недействительным договор аренды Карагезова П.М. на часть земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> общей площадью пересечения 18 916 кв.м, в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Исключитьиз Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> общей площадью пересечения 18 916 кв.м, в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Установить, что настоящее решение будет являться основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:7134 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134.

Определением Предгорного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управлениемуниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>.

Участвующие по делу лица, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.

В судебное заседание истец – представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился, представив суду ходатайство, согласно которого исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик Карагезов П.М. в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление, не представлено.

В судебное заседание ответчик – представитель Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> не явился, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление, не представлено.

Ответчик – представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не представили, ходатайств об отложении судебного, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явилось, уважительных причин своей неявки суду не представили, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явилось, ранее представили суду ходатайство, согласно которого просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в судебное заседание не явилось, ранее суду было представлено ходатайство, согласно которого просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить в полном объеме, поскольку установленное заключением пересечение спорного земельного участка с границами земель лесного фонда указывает на формирование части земельного участка, площадью 18 916 кв.м с кадастровым номером 26:29:000000:7134 из земель лесного фонда <адрес> (входят границы государственного природного заповедника «Малый Ессентучок») – участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> не явилось, уважительных причин своей неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явилось, уважительных причин своей неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - представитель ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не явилось, уважительных причин своей неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания, а также письменных возражений на исковое заявление не поступало.

Суд считает, что лицо, подавшее исковое заявление, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу действующего Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, явка стороны в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, в связи с чем, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.

Суд, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, счел возможным рассмотреть заявленные исковые требования, по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, с учетом требований пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, исходя из принципов относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточности – в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Оспаривание права по существу означает оспаривание оснований его возникновения, то есть при разрешении такого рода споров подлежат установлению наличие оснований возникновения права собственности и их действительность, отсутствие порочности основания регистрации права.

Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основания фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемой сделки) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании подпунктов 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; о лесных участках и об их границах (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

Согласно пункту 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Формы заполняются на основе, в том числе лесного плана субъекта Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67-68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Определение границ лесных участков категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (пункт 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, такие ограничения установлены для земель из состава лесного фонда.

Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

В соответствии со статьями 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.

Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».

Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.

Доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об его отчуждении.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> и Карагезовым П.М. заключен договор аренды (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации:26-26-35/020/2014-039) земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134.

Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134 на предмет наличия (отсутствия) оснований защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134, площадью 11,75 га, согласно которому спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 13 (Есс.); часть выдела 17, 18, 25, квартале 14 (Есс.) часть выдела 6 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество»; целевое назначение лесов, категория защитных лесов (статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации) – леса расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; согласно таксационному описанию части выдела 17 квартала 13 (Есс.)Ессентукского участкового лесничества, включенные в границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134, относятся: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к нелесным землям (крутой склон). Часть выдела 18 квартала 13 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). Часть выдела 25 квартала 13 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится:к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). Часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество» относится: к зоне горного Северного Кавказа, Северо-Кавказскому горному району; к лесным землям (покрытые лесной растительностью). В связи с изменениями в таксационном описании часть выдела 25 квартала 13 (Есс.) была переведена в покрытые лесом земли в 2016 году – 2,1 га.

На основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 установлено, что квартал 13 (Есс.) часть выделов 17, 18, 25, квартал 14 (Есс.) часть выдела 6 согласно данным таксационного описания 1997 года относится к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество».

При натурном осмотре квартала 13 (Есс.) часть выдела 17 является крутым склонном, часть выделов 18, 25 – лесными насаждениями, часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) – прочие земли.На спорном земельном участке строения и ограждения отсутствуют.

Как следует из заключения ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ, что спорный земельный участок частично сформирован из состава земель лесного фондаквартала 13 (Есс.), часть выделов 17, 18, 25, квартала 14 (Есс.), часть выдела 6 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 13 (Есс.) часть выделов 17, 18, 25, квартал 14 (Есс.), часть выдела 6 согласно данным таксационного описания 1997 года относится к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 13 (Есс.) часть выдела 17 является крутым склоном, часть выделов 18, 25 – лесными насаждениями, часть выдела 6 квартала 14 (Есс.) – прочими землями. <адрес> пересечения составила – 18 916 кв.м.Согласно данному заключению, координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134и лесного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106представлены:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57 1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11 1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601.29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:2106.Категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для размещения лесных насаждений. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: <адрес>, Предгорный муниципальный округ, Ессентукский лесхоз.

Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 26:29:000000:2106подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества, полученной посредством программы «ТехноКАД-муниципалитет» и ранее выданным свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования:для сельскохозяйственного производства, и предоставлен в пользование основании договора арендыКарагезову П.М.; право пользования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Вместе с тем, данный порядок не был соблюден ответчиком –уполномоченным органом решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:7134входят в границы государственного природного заказника «Бугутинский», образованного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании государственных комплексных природных заказников краевого значения «Малый Ессентучок», «Большой Ессентучок» и «Бугутинский».

Таким образом, спорный земельный участок предоставленный ответчику в пользование расположен в границах особо охраняемых природных территорий.

Как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации,относящегося к лесному фонду.

Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица.

Оспаривая достоверность границ указанных истцом лесных участков, ответчики в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о назначении по делу землеустроительной экспертизы с целью установления мест и площади наложения границ лесного фонда на спорный земельный участок не заявляли.

Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Учитывая, что Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> обладало полномочиями по передаче части земельного участка, не являющейся землями лесного фонда, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части признания недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> и Карагезовым П.М. в части пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 с землями лесного фонда (лесной участок 26:26:000000:2106).

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером в части 26:29:000000:7134 относится к землям лесного фонда, следовательно, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, у суда отсутствуют основания для применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде передачи спорной части земельного участка Министерству имущественных отношений <адрес>. Кроме того, спорная часть земельного участка отсутствует как индивидуально-определенная вещь (объект недвижимости с уникальными характеристиками).

При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда,          суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, с учетом требований статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета Предгорного муниципального округа <адрес> государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Карагезову П. М., Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании договора аренды земельного участка в части недействительным и исключении сведений из Единого государственного кадастра недвижимости сведений о части земельного участка удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации:26-26-35/020/2014-039), заключенный между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> и Карагезовым П. М. в части площади пересечения 18 916 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации:26-26-35/020/2014-039), заключенный между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> и Карагезовым П. М. часть земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участкомЕссентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> общей площадью пересечения 18 916 кв.м, в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Исключитьиз Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:7134 в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> общей площадью пересечения 18 916 кв.м, в следующих координатах:

№ точки X У № точки X У
1 362 039.38 1 381 107.16 8 362 478.42 1 381 806.70
2 362 093.57     1 381 143.63 9 362 455.99 1 381 820.50
3 362 111.31 1 381 145.18 10 362 451.42 1 381 803.25
4 362 181.11     1 381 203.58 11 362 406.44 1 381 601:29
5 362 295.61 1 381 408.71 12 362 266.57 1 381 404.35
6 362 445.71 1 381 590.20 13 362 166.35 1 381 198.77
7 362 474.33 1 381 792.37 1 362 039.38 1 381 107.16

Установить, что настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:7134 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 26:29:000000:7134.

Взыскать с Карагезова П. М. в бюджет Предгорного муниципального округа <адрес> судебные расходы по оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд <адрес>.

    Судья                                                                                                   Н.В. Дождёва

    Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1911/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Ответчики
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Карагезов Павел Михайлович
Другие
ФГБУ "Рослесинфорг"
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект"
Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного МО СК
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Дождева Наталья Викторовна
Дело на странице суда
predgorny--stv.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее