Судья Лазарев Р.Н. дело № 21-1351/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 14 декабря 2022 года
Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голина Романа Владимировича, на решение Октябрьского районного суда города Самары от 19.07.2022, которым
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 063/04/9.21-145/2022 от 04.05.2022 о признании должностногяо лица – директора по развитию акционерного общества «Самарская сетевая компания» Голина Романа Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения,
с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока,
установила:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 063/04/9.21-145/2022 от 04.05.2022, должностное лицо – директор по развитию акционерного общества «Самарская сетевая компания» (далее – АО «ССК» или Общество) Голин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (л.д. 34-40).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Голин Р.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с жалобой (л.д. 3-6), по результатам рассмотрения которой постановлено вышеуказанное решение (л.д. 188-194).
В поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд жалобе (л.д. 201-202), Голин Р.В. просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку вывод суда первой инстанции о нарушении пункта 105 Правил технического присоединения является не обоснованным; ссылка суда на руководящие указания РД 153-34.3-20.409-99, при определении срока мероприятий сетевой организацией является неправомерной; нарушение срока размещения Акта об осуществлении технологического присоединения имеет малозначительный характер.
Также к жалобе приложено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования решения Октябрьского районного суда г. Самары от 19.07.2022.
Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, прихожу к следующему.
В силу положений статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом правомочными рассматривать жалобу.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. Рассмотрение же ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, осуществляется судьей, органом и должностным лицом, в производстве которых находится дело, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела. При этом, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи от 19.07.2022 получена Голиным Р.В. 26.08.2022 (л.д. 200). Жалоба Голина Р.В. подана в электронном виде 29.08.2022 (л.д. 201).
Определением судьи Самарского областного суда от 12.09.2022 в принятии жалобы Голина Р.В. на вышеуказанное решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 19.07.2022 отказано (л.д. 210-211).
05.10.2022 Голиным Р.В. в Октябрьский районный суд г. Самары подана жалоба на решение судьи Октябрьского районного суда Самары от 19.07.2022, с ходатайством о восстановлении срока для его обжалования.
Как следует из материалов дела, при первоначальном обращении Голина Р.В. с жалобой на решение суда установленный вышеуказанными правовыми актами срок обжалования соблюден. При этом подача жалобы в электронном виде не может служить безусловным основанием для признания данного обстоятельства неуважительной причиной пропуска срока обжалования. Узнав о непринятии к производству жалобы, Голин Р.В. повторно обратился с жалобой в кратчайшие сроки, что позволяет сделать вывод о добросовестной реализации своих прав, указывая на намерение обжаловать постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.
Проанализировав представленные материалы, учитывая вышеуказанные обстоятельства, прихожу к выводу, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 19.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.
В судебном заседании защитник по доверенности ФИО3, действующий в интересах Голина Р.В. подержал доводы жалобы, поясняя, что факт неразмещения Акта технических условий от 13.12.2021 в установленные сроки заявитель жалобы не оспаривает, но считает данное нарушение малозначительным; сроки подключения рассчитывались с учетом необходимости проведения работ по реконструкции сетей; сетевая организация разместила на официальном сайте договор в течение 10 рабочих дней с момента предоставления Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку договор купли-продажи не является документом безусловно подтверждающим право собственности на объект недвижимости.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО4 и специалист Управления 1 разряда ФИО5 возражали против удовлетворения жалобы, поясняя, что к заявлению ФИО6, поданному в ФИО9 был представлен договор купли-продажи земельного участка, на котором имелась отметка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с указанием даты регистрации, вида и номера регистрации, в связи с чем, отсутствовали основания истребовать у потребителя выписку из ЕГРН; документов, подтверждающих реконструкцию, не было представлено при рассмотрении дела Управлением, а также при рассмотрении жалоб в судебном порядке.
Изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила ТП), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 7 Правил ТП, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом, пунктом 105 Правил установлено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Согласно пункту 104 Правил, наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 106 Правил ТП, заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
Из материалов дела следует, что от ФИО6 в адрес сетевой организации ФИО10 01.06.2021 поступила заявка на присоединение по одному источнику электроснабжения энергетических устройств с максимальной мощностью до 15кВТ включительно, расположенного по адресу <данные изъяты> (л.д. 52).
В качестве документа, подтверждающего право собственности на земельный участок ФИО6 представлен договор-купли продажи земельного участка.
02.06.2021 Организацией в адрес ФИО6 направлено извещение о неполном комплекте документов, представленных с вышеуказанной заявкой, согласно которому ФИО11 уведомляет, что необходимо в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
08.06.2021 ФИО6 представлена Выписка из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
22.06.2022 сетевой организацией выполнены требования пункта 105 Правил ТП.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, при вменении Голину Р.В. нарушения пункта 105 Правил ТП сделан вывод о том, что представленный договор купли-продажи земельного участка является документом подтверждающим право собственности на объект недвижимости. Суд первой инстанции согласился с указанным выводом Управления.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о подтверждении права собственности на объект недвижимости, необходимо руководствоваться императивными положениями статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
При этом форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 15 Правил ТП, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Таким образом, № выполнены требования пункта 105 Правил ТП в установленный законом срок с момента предоставления недостающих документов, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает заслуживающим внимания довод о том, что нарушение требований пункта 105 правил ТП подлежит исключению из объема обвинения.
Также, основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение пунктов 3,7, подпункта «б» пункта 16 Правил ТП путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению в электрическим сетям объекта ФИО6 и неправильного указания в Технических условиях срока осуществления мероприятий по подключению.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил ТП срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
В пункте 10.3 Технических условий № 162/13-ТУ указано, что сетевая организация осуществляет на своих сетях технические мероприятия, обеспечивающие технологическое присоединение объекта и передачу заявленной мощности в объёме 15 кВт, в том числе реконструкцию распределительных электросетей путём установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учёта электроэнергии.
С учетом того, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств ФИО6 составляла 15кВт, сетевой организации необходимо было выполнить работы по строительству линии электропередач от существующих объектов электросетевого хозяйства по присоединяемых энергопринимающих устройств, но строительство не было включено в инвестиционную программу, должностное лицо Управления и суд первой инстанции правильно пришли к выводу о том, что подключение должно было быть произведено в течении 4 месяцев.
Довод о том, что в рассматриваемой ситуации было необходимо произвести реконструкцию отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку документов безусловно подтверждающих наличие оснований для применения 6 месячного срока для производства работ в материалы дела не представлено ни при рассмотрении для об административном правонарушении Управлением, ни при обжаловании постановления в судебном порядке.
Актом об осуществлении технологического присоединения от 23.12.2021, подтверждается факт превышения 4 месячного срока выполнения работ.
В соответствии с пунктом 110 Правил ТП, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением № 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением № 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Вместе с тем, вышеуказанный Акт размещен 24.12.2021, то есть с нарушением требований пункта 110 Правил ТП.
Административное правонарушение совершено повторно, что подтверждается постановлением заместителя руководителя УФАС по Самарской области № 063/04/9.21-445/2021 от 08.07.2021 (л.д. 64-69).
Таким образом, исключение из объема обвинения указания на нарушение требований пункта 105 Правил ТП, не исключает вывод о наличии в действиях Голина Р.В. состава вменённого административного правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обоснованность привлечения должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда апелляционной инстанции не вызывает сомнения.
Административное наказание, назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных, является обоснованным и справедливым.
Основания для применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности содеянного отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 063/04/9.21-145/2022 от 04.05.2022 о признании должностного лица – директора по развитию акционерного общества «Самарская сетевая компания» Голина Романа Владимировича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение Октябрьского районного суда города Самары от 19.07.2022 изменить – исключив из объема обвинения указание на нарушение требований пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
В остальной части постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 063/04/9.21-145/2022 от 04.05.2021 и решение Октябрьского районного суда города Самары от 19.07.2022 – оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Самарского областного суда С.Е. Давыдова