Дело №2-253/2024
УИД 18RS0017-01-2024-000307-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года с. Грахово Удмуртская Республика
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.А.,
при секретаре Елкиной Е.Г.,
с участием:
помощника прокурора Граховского района Пряженниковой А.С.,
представителя ответчика Администрации Граховского района Соловьева А.Н., действующий на основании доверенности от 19 апреля 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Граховского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины,
у с т а н о в и л :
Прокурор Граховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики» (далее по тексту - Администрация Граховского района) обязанности в срок до 31 декабря 2025 года разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 434, расположенной в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведен анализ соблюдения законодательства при эксплуатации источников питьевого водоснабжения, в том числе по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны (далее ЗСО), а также анализ исполнения законодательства о водопользовании. В ходе проверки было установлено, что в собственности муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики» находится 35 водозаборных скважин, из них водозаборная скважина № 434, расположенная в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, не имеет утвержденного проекта ЗСО. 18 октября 2022 года прокурором района в адрес Главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако меры к устранению нарушений не приняты. Выявленные нарушения ущемляют права жителей Граховского района, являющихся потребителями воды, на санитарно-эпидемиологическое благополучие их здоровья. На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Земельного кодекса РФ, ст. 27, 55 Водного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, истец просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрация Граховского района в судебном заседании Соловьев А.Н. заявленные требование не оспаривал, однако, указал, что установленный срок для разработки проекта ЗСО является недостаточным для исполнения, поскольку до начала разработки проекта необходимо провести анализ качества воды, который делается в течение года, кроме того требуются значительные денежные средства для указанных мероприятий.
Представитель третьего лица МУП «Жилкоммунсервис», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица МУП «Жилкоммунсервис».
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из смысла ст. 129 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, Федерального закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Статьей 19 указанного закона предписано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Из материалов дела следует, что водозаборная скважина № 434, расположенная в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, находится в собственности муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики», и передана в хозяйственное ведение МУП «Жилкоммунсервис».
Согласно положений ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 настоящего кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В силу п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в связи с организацией водоснабжения возложена на владельца источника водоснабжения и несоблюдение санитарных правил и норм, устанавливающих требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Вместе с тем установлено, что в настоящее время проект ЗСО водозаборной скважины № 434, расположенной в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, отсутствует.
Доказательств, которые опровергали бы выводы прокуратуры, полученные по результатам проведения соответствующей проверки, в материалы дела в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования Прокурора Граховского района Удмуртской Республики к Администрации Граховского района по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины законными.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что отсутствие проекта организации зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 434, расположенной в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями СанПиН влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации, что нарушает права неопределенного круга лиц, в данном случае граждан, пользующихся объектами коммунальной инфраструктуры, на безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Кроме того, отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Срок для исполнения решения по разработке проекта ЗСО водозаборной скважины предложенный прокурором – до 31 декабря 2025 года отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
Довод представителя ответчика о недостаточности времени для устранения выявленных нарушений и отсутствии финансирования для этих целей не могут являться безусловным основанием для увеличения срока устранения нарушения, поскольку как усматривается из материалов дела указанные нарушения были выявлены прокуратурой еще а 2022 года, представление прокурора вынесено 18 октября 2022 года, однако, до настоящего времени нарушения устранены не были. Более того, согласно ответу Администрации Граховского района от 16 ноября 2022 года и объяснений заместителя Главы Администрации Соловьева А.Н. от 28 февраля 2023 года усматривается, что работы на вышеуказанные цели запланированы на 2024-2025 гг.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ
р е ш и л :
Исковое заявление Прокурора Граховского района (ОГРН 1021801177001, ИНН 1831021019), действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021180, ИНН 1839012168) о возложении обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Граховский район Удмуртской Республики» в срок до 31 декабря 2025 года разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 434, расположенной в д.Кокшан Граховского района Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2024 года.
Председательствующий судья /подпись/ - Е.А. Федорова
Копия верна: судья Е.А. Федорова