Дело № 12-10/2023
Мировой судья Куулар О.О.
РЕШЕНИЕ
09 июня 2023 года с. Хандагайты
Судья Овюрского районного суда Республики Тыва Банзай Ю.З.,
при секретаре судебного заседания Карасале А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты>» Сата М.С. на постановление мирового судьи судебного участка Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7. КоАП РФ,
установлено:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка Овюрского района Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ Сат М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Овюрский районный суд Республики Тыва <данные изъяты>» Сат М.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка Овюрского района, вынесенного в отношении него и о прекращении производства по делу вследствие привлечения его к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ как физическое лицо, в отношении которого не предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации и срок его привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, в связи с чем дело об административном правонарушении подлежало прекращению в связи с пропуском срока привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ как физическое лицо.
В жалобе должностное лицо Сат М.В. в числе других оснований просит вынесенное по делу постановление отменить, ссылаясь на то, что не проверены его доводы об отсутствии у него умысла на неисполнение законных требований прокурора, выводы суда имеют противоречия; по существу инкриминируемых <данные изъяты> Сату М.В. событий административного правонарушения, прокурор не отобрал письменные пояснения Сата М.В., допустив нарушение его права на защиту; требование о явке было вручено работнику Общества менее чем за сутки, при этом в требовании не было указано по каким фактам он вызывается для дачи объяснения; дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей без его участия, указание в постановлении о назначении административного наказания о том, что он просил о рассмотрении дела в его отсутствие необоснованно, поскольку он указал на то, что не может участвовать в судебном заседании по уважительным причинам, а именно по служебной необходимости; <данные изъяты> является организацией, то есть юридическим лицом, не входит в состав местного самоуправления и не является государственным учреждением, обладающим публичными полномочиями, а потому и.о. генерального директора данного общества не обладает распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
В судебное заседание надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы должностное лицо, подавшее жалобу – <данные изъяты> – Сат М.В. и его представитель адвокат Маскыр М.А. не явился, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела без его участия, не заявлял.
Прокурор Овюрского района Республики Тыва, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, также не явился, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела без его участия, не заявлял.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Постановлением мирового судьи судебного участка Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Сат М.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> рублей. Копию данного постановления Сат М.В. получил ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба на постановление мирового судьи по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. подана Сатом М.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок.
Решением и.о. министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-р Сат М.В. утвержден исполняющим обязанности <данные изъяты>» сроком на 3 месяца.
ДД.ММ.ГГГГ за № прокурором Овюрского района Республики Тыва Цыганок М.А. направлено представление <данные изъяты> Сату М.В. об устранении нарушений Федерального законодательства по исполнению законодательства об оплате труда, где указано, что прокурор требует устранить указанные нарушения федерального законодательства и принять конкретные меры по недопущению впредь подобных нарушений законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, сообщить в прокуратуру района о месте и времени рассмотрения данного представления для обеспечения участия представителя прокуратуры района и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Овюрского района Цыганок М.А. <данные изъяты> Сату М.В. внесено представление №, согласно которому прокуратурой Овюрского района проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда в <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что <данные изъяты> имеет задолженность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб., т.е. <данные изъяты> допускает нарушение требований ст. 22 и ст. 136 ТК РФ. Прокурор выдвинул <данные изъяты> требования об устранении данных нарушений и указал о необходимости принять конкретные меры по выплате работникам организации заработной платы за август 2022г. и по недопущению таких нарушений законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; сообщить в прокуратуру района о месте и времени рассмотрения данного представления для обеспечения участия представителя прокуратуры района и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурором района ДД.ММ.ГГГГ за № направлялось представление <данные изъяты> Сату М.В. об устранении нарушений федерального законодательства при строительстве, ремонту и содержании автомобильных дорог, с сообщением о результатах рассмотрения представления и принятых по нему мерах в прокуратуру района в установленный законом месячный срок, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичное представление вносилось прокурором района ДД.ММ.ГГГГ за № и.о. генерального директора <данные изъяты> Сату М.В. об устранении нарушений федерального законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог с требованием о рассмотрении данного представления с участием представителя прокуратуры района и принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих и по недопущению их впредь, решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства и о сообщении результатах рассмотрения представления и принятых по нему мерах в прокуратуру района в установленный законом месячный срок, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.
Также ДД.ММ.ГГГГ за исх. № прокурором района внесено представление <данные изъяты> об устранении нарушений федерального трудового законодательства по исполнению законодательства об оплате труда, которым требовалось устранить указанные нарушения федерального законодательства и принять конкретные меры по недопущению впредь подобных нарушений законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, сообщить в прокуратуру района о месте и времени рассмотрения представления для обеспечения участия представителя прокуратуры района и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок. Представление получено (неразборчивая подпись) ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывается в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ответы на вышеуказанные представления в прокуратуру района по состоянию на 02.03.2023г. не поступили.
ДД.ММ.ГГГГ. за исх. № прокурором Овюрского района направлено требование <данные изъяты> Сату М.В., в котором указано о требовании явиться лично в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ. в 14:00 для дачи объяснения и рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, требование получено секретарем Ч.С.С. для передачи генеральному директору ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> направил по электронной почте прокурору района уведомление о невозможности явки на ДД.ММ.ГГГГ. в 14:00. из скриншота уведомления о невозможности явки видно, что к уведомлению приложен путевой лист, распечатки путевого листа в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора района Салчак Д.С. в 14:00 ч. составлен акт о неявке <данные изъяты> Сата М.В. в прокуратуру Овюрского к установленному сроку.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Овюрского района Республики Тыва возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> Сата М.В.
Извещение на судебное заседание на ДД.ММ.ГГГГ. и.о. генерального директора <данные изъяты> Сат М.В. получил ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания диспозиции приведенной нормы вытекает, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования, в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, носит умышленный характер, то есть имеет место быть вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Признавая <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию в виде административного штрафа, мировой судья исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ не направил сведения об исполнении представлений прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ умышленно не выполнило требование осуществляющего проверочные мероприятия в соответствии со ст.6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Указанные обстоятельства мировой судья счел бесспорно установленным представленными в материалы дела постановлением прокурора Овюрского района Республики Тыва о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> Сата М.В. по ст.17.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, с таким выводом мирового судьи согласиться не представляется возможным в связи со следующим.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст.26.1 КоАП РФ, в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По смыслу ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре определено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В ходе производства по делу допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть, обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае сведений о направлении прокурором в адрес <данные изъяты> Сату М.В. почтовым отправлением требования от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат, описи почтового отправления, сведений о его вручении или об отказе в его получении, о его возврате адресату в материалах дела не имеется, также не имеется и доказательств вручения данного требования прокурора под расписку генеральному директору Общества.
Лишь имеется запись о получении секретарем Ч.С.С. требования прокурора для передачи ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, согласно представленному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Ч.С.С. занимает должность уборщицы.
Сведений о получении или о направлении требования от ДД.ММ.ГГГГ и.о.генерального директора <данные изъяты> не имеется.
Данная подпись уборщицы Ч.С.С. надлежащим извещением лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, признана быть не может, так как не является уполномоченным лицом.
Во всяком случае, направление требования указанному лицу не освобождало прокурора от обязанности известить законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, создать условия для реализации установленных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из положений приведенных выше норм, законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должен быть безусловно извещен о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств направления требования (извещения) о времени и месте вынесения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по адресу места нахождения общества в материалах дела не имеется.
Также необходимо отметить, что требование явиться прокурору для дачи объяснения и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ как правильно указано в жалобе, за сутки, не дало возможности привлекаемому лицу к административной ответственности подготовиться к нему.
Таким образом, данное постановление вынесено в отсутствие <данные изъяты> Сата М.В. в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, в нарушение этой нормы копия постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по адресу места нахождения общества также не направлялась, чем нарушены требования ч. 4 ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
На данные нарушения закона при рассмотрении дела мировым судьей, не дана оценка, место совершения правонарушения в постановлении мирового судьи также не указана.
При таких обстоятельствах, принятое постановление мирового судьи судебного участка Овюрского кожууна Республики Тыва подлежит отмене, ввиду допущенных существенных нарушений процессуальных требований, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу Сата М.В. удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьей п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Сата М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Сата М.В., отменить и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Ю.З. Банзай