Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-697/2023 (2-5403/2022;) ~ М-5069/2022 от 20.12.2022

УИД: 29RS0018-01-2022-006960-43

Дело № 2-697/2023                                           

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2023 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Белякова В.Б.

при секретаре Самиляк Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленского района Архангельской области к Государственному автономному учреждению Архангельской области «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Ленского района Архангельской области (далее по тексту решения также – Прокуратура района) обратился в суд с иском к ГАУ АО «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту решения также – ГАУ АО «МФЦ») об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в сфере социальной защиты инвалидов, допущенные ГАУ АО «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес ГАУ АО «МФЦ» отделение ГАУ АО «МФЦ» по Ленскому району было внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, но мер по устранению нарушений закона в установленный срок, не принято. Указывают на то, что вышеперечисленное свидетельствует о бездействии со стороны ответчика в части исполнения требований закона в сфере социальной защиты инвалидов.

Просили признать незаконным бездействие ГАУ АО «Архангельский
региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности помещения отделения по Ленскому району по адресу: <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Обязать ГАУ АО «МФЦ» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать вход в отделение ГАУ АО «МФЦ» по Ленскому району по адресу: <адрес> пандусом, иным подъемным устройством для маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020; входные двери и дверной проем в помещение «МФЦ» по <адрес> оборудовать в соответствие с п. 6.1.1-6.1.5 СП 59.13330.2020; на стене у входа в помещение отделения по <адрес> по адресу: <адрес> разместить информационную мнемосхему, кнопку вызова сотрудника в соответствии с СП 59.13330.2020; оборудовать помещение тактильными напольными указателями в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020; помещение отделения оборудовать тактильными полосами и порогами с желтой окраской (п. 6.2.3 СП 59.13330.2020).

В судебном заседании прокурор Иванова Н.В. поддержала вышеуказанные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - ГАУ АО «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Клим А.А. заявленные исковые требования фактически не оспаривала.

Третье лицо - Министерство имущественных отношений Архангельской области, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель для участия в деле не явился.

По определению суда, дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, установил следующее.

В силу пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные ГАУ АО «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГАУ АО «МФЦ»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 2, пункта 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – это организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе, требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту решения также – ФЗ № 181) социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Также статьей 15 ФЗ № 181-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых
расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и
другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации,
необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Кроме того, с учетом требований статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 8, 12, 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе, «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденными Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее по тексту решения также – СП).

Также в силу пунктов 5.1.14, 6.1.2 СП у внешних лестниц для подъема маломобильных групп следует предусматривать:

Пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;

Платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2
при перепаде высот до 3,0 м;

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п. 5.1.14-5.1.16 СП.

В соответствии с пунктом 6.2.4 СП дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола.

Аналогичные предписания применительно к зданиям и помещениям многофункциональных центров содержатся в Правилах организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 (далее по тексту решения также – Правила).

В соответствии с пунктами 13, 14, 15, 16 Правил вход в здание (помещение) многофункционального центра и выход из него оборудуются, в том числе, пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Помещения многофункционального центра, предназначенные для работы с заявителями, располагаются на нижних этажах здания и имеют отдельный вход.

Между тем, согласно материалам дела, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что помещение отделения ГАУ АО «МФЦ» по Ленскому району (далее по тексту решения также – отделение) по адресу: <адрес> не отвечает указанным требованиям, а именно:

Вход в отделение не оборудован пандусом, иным подъемным устройством
для маломобильных групп населения, тогда как высота от уровня пола (земли) до
уровня порога двери составляет 24 см, что является нарушением п. 5.1.14, 6.1.1.,
6.1.2 СП, п. 13 Правил, ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ;

Входные двери и дверной проем в помещение ГАУ АО «МФЦ» по
<адрес> по адресу: <адрес> не соответствует
требованиям СП 59.13330.2020, выполнен в двухстворчатом исполнении ширина
одной створки составляет 32 см, другой 77 см, не обеспечивает задержку
автоматического закрывания, (п. 6.1.5 СП 59.13330.2020);

На входе в здание отсутствует информационная мнемосхема (тактильная
схема движения);

На путях движения внутри здания, в том числе путях эвакуации,
отсутствуют тактильные напольные указатели (6.2.3 СП 59.13330.2020);

На входе в здание отсутствует кнопка вызова сотрудника (ч. 1 ст. 15
Федерального закона № 181-ФЗ, СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность
зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001,
«ГОСТ Р 56832-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Шрифт
Брайля. Требования и размеры», «ГОСТ Р 58512-2019. Национальный стандарт
Российской Федерации. Рельефно-графические изображения для слепых.
Технические характеристики»).

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес ГАУ АО «МФЦ» отделение ГАУ АО «МФЦ по Ленскому району было внесено представление об устранении нарушений приведенных положений закона.

Указанное представление было рассмотрено, но мер по устранению нарушений закона в установленный срок не принято, до настоящего времени нарушения не устранены.

Указанное свидетельствует о бездействии со стороны ответчика в части исполнения требований закона в сфере социальной защиты инвалидов.

Кроме того, занимаемые помещения ГАУ АО «МФЦ» по Ленскому району площадью 76,6 кв.м, кадастровый , находятся в собственности Архангельской области, закреплены за ГАУ АО «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» () на праве оперативного управления. Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, счетами в кредитных организациях и (или) лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью со своим полным наименованием, (ст. 1.5 Устава ГАУ АО «МФЦ»).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение требований законодательства ответчиком в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.

Следовательно, ГАУ АО «МФЦ» является надлежащим ответчиком по иску, а заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, то есть – в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области к Государственному автономному учреждению Архангельской области «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного автономного учреждения Архангельской области «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности помещения отделения по Ленскому району по адресу: <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Обязать Государственное автономное учреждение Архангельской области «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» /ГАУ АО «МФЦ»/ (ИНН: 2901239246) в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать вход в отделение ГАУ АО «МФЦ» по Ленскому району по адресу: <адрес> <адрес> пандусом, иным подъемным устройством для маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330.2020; входные двери и дверной проем в помещение «МФЦ» по <адрес> оборудовать в соответствие с п. 6.1.1-6.1.5 СП 59.13330.2020; на стене у входа в помещение отделения по Ленскому району по адресу: <адрес> разместить информационную мнемосхему, кнопку вызова сотрудника в соответствии с СП 59.13330.2020; оборудовать помещение тактильными напольными указателями в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020; помещение отделения оборудовать тактильными полосами и порогами с желтой окраской (п. 6.2.3 СП 59.13330.2020).

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.

В окончательной форме решение изготовлено 22 февраля 2023 года.

Председательствующий                            В.Б.Беляков

2-697/2023 (2-5403/2022;) ~ М-5069/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленского района Архангельской области
Ответчики
ГАУ АО "Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
Другие
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Беляков В.Б.
Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2023Предварительное судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее