Гр. дело № 2-974/2023
УИД - 05RS0022-01-2023-001596-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 25 декабря 2023 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Дарбишухумаева З.А., при секретаре судебного заседания – Гамзатовой Б.М., с участием представителя истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Чагаева Э.Ф., ответчика - генерального директора ООО «Халимат» Нуричуева Г.Д., представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 по г. Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам ГУ МЧС – Салимханов М.И., действующего на основании доверенности от 01.12.2023г.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к генеральному директору ООО «Халимат» о признании незаконной и о приостановлении деятельности эксплуатируемой ООО «Халимат», газонаполнительной станции расположенной по адресу: проезд <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 5000 кв. м. из земель категории населенных пунктов с видом разрешенного использования «для использования под производственную базу», по получению, хранению, выдаче и реализации сжиженного углеводородного газа до устранения нарушений требований пожарной и промышленной безопасности,
установил:
и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к генеральному директору ООО «Халимат» о признании незаконной и о приостановлении деятельности эксплуатируемой ООО «Халимат», газонаполнительной станции расположенной по адресу: проезд <адрес> общей площадью 5000 кв. м. из земель категории населенных пунктов с видом разрешенного использования «для использования под производственную базу», по получению, хранению, выдаче и реализации сжиженного углеводородного газа до устранения нарушений требований пожарной и промышленной безопасности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 6 по г. Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам ГУ МЧС по Республике Дагестан, проведена проверка исполнения руководством Общества с ограниченной ответственностью «Халимат», зарегистрированного 28.11.1994 по адресу: <адрес>, и эксплуатирующего расположенного на территории муниципального образования городской округ «город Кизилюрт» газонаполнительной станции (далее – ГНС), расположенной по адресу: проезд <адрес>, законодательства о пожарной и промышленной безопасности опасных производственных объектов, лицензировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, градостроительной деятельности, землепользовании и об охранных зонах.
Проведенной 11.10.2023 проверкой ГНС, расположенной по адресу: проезд <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 5000 кв. м. из земель категории населенных пунктов с видом разрешенного использования «для использования под производственную базу», и эксплуатируемой ООО «Халимат», оборудована технологическая система ГНС.
В пределах указанного земельного участка зарегистрированы следующие объекты недвижимости:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно технической (проектной) документации на ГНС для хранения СУГ предусматривается 3 наземных резервуара объемом по 100 м3 и 1 наземный резервуар для аварийного слива СУГ.
На момент проверки установлено, что на территории ГНС оборудована технологическая система ГНС, представляющая из себя группу из 8 резервуаров (сосудов работающих под давлением) для хранения сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ), из которых 5 резервуаров объемом по 100 м3 каждый и 3 резервуара объемом по 50 м3, а также комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи СУГ на ГНС, в том числе здание компрессорной станции с трубопроводной коммуникацией, проходящей от насосного агрегата для перекачки СУГ компрессорной станции до вышеуказанной группы резервуаров.
На территории ГНС в 10 м от указанной группы резервуаров и в 6 м от здания компрессорной станции расположена железнодорожная ветка протяженностью в 41 м.
Также в 5 м от здания компрессорной станции расположен заглубленный резервуар для хранения воды емкостью 50 м3, используемый в качестве пожарного водоема, который не включен в технический план и проектную документацию ГНС от 2012 г.
Предусмотренные в технической (проектной) документации насосная станция пожаротушения и 2 железобетонных резервуара для воды вместимостью по 100 м3, на территории ГНС не установлены.
Непосредственную деятельность по эксплуатации указанной ГНС осуществляют лица, допущенные к этой деятельности по устному договору с близкими родственниками ее собственника, без официально заключенных трудовых договоров.
На указанной ГНС установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ № 1479), Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной и промышленной безопасности.
Причинами допущения вышеуказанных нарушений являются поверхностное отношение должностных лиц ООО «Халимат» к обеспечению правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных правил на эксплуатируемом опасном производственном объекте и низкий уровень производственного контроля.
Подобное положение является недопустимым, не отвечает целям и задачам национальной безопасности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами.
Нарушения, допущенные ООО «Халимат» при эксплуатации ГНС, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение; время обнаружения пожара, оповещения о нем; время начала эвакуации людей и возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, а также на возможность аварийных случаев на опасных производственных объектах.
В связи с этим эксплуатация данной ГНС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных норм и правил создает реальную угрозу жизни и здоровью работающих непосредственно там лиц, посещающих ее лиц, в том числе водителей автотранспортных средств, рядом проходящих лиц, а также реальную опасность причинения вреда вблизи расположенным объектам, автотранспортным средствам, находящимся на ГНС, другому имуществу (перевозимому грузу, личным вещам) физических и юридических лиц.
Указанное нарушает права и законные интересы граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации: на жизнь, на здоровье, на собственность, а также закрепленного в статье 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» права на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара и другой чрезвычайной ситуации.
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Чагаев Э.Ф. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по указанным в иске основаниям.
Ответчик генеральный директор ООО «Халимат» Нуричуев Г.Д. признал исковые требования, объяснив, что если ему дадут возможность работать, в ходе эксплуатации будут устранены все имеющиеся нарушения.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 по г. Кизилюрт, Кизилюртовскому и Кумторкалинскому районам ГУ МЧС – Салимханов М.И. считал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Проведенной 11.10.2023 проверкой ГНС, расположенной по адресу: проезд Промышленный, 8/14, проспект И. Шамиля, г. Кизилюрт, Республика Дагестан, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 05:45:000052:88 общей площадью 5000 кв. м. из земель категории населенных пунктов с видом разрешенного использования «для использования под производственную базу», и эксплуатируемой ООО «Халимат», оборудована технологическая система ГНС.
В пределах указанного земельного участка зарегистрированы следующие объекты недвижимости:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно технической (проектной) документации на ГНС для хранения СУГ предусматривается три наземных резервуара объемом по 100 м3 и 1 наземный резервуар для аварийного слива СУГ.
На момент проверки установлено, что на территории ГНС оборудована технологическая система ГНС, представляющая из себя группу из 8 резервуаров (сосудов работающих под давлением) для хранения сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ), из которых 5 резервуаров объемом по 100 м3 каждый и 3 резервуара объемом по 50 м3, а также комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи СУГ на ГНС, в том числе здание компрессорной станции с трубопроводной коммуникацией, проходящей от насосного агрегата для перекачки СУГ компрессорной станции до вышеуказанной группы резервуаров.
На территории ГНС в 10 м от указанной группы резервуаров и в 6 м от здания компрессорной станции расположена железнодорожная ветка протяженностью в 41 м.
Также в 5 м от здания компрессорной станции расположен заглубленный резервуар для хранения воды емкостью 50 м3, используемый в качестве пожарного водоема, который не включен в технический план и проектную документацию ГНС от 2012 г.
Предусмотренные в технической (проектной) документации насосная станция пожаротушения и 2 железобетонных резервуара для воды вместимостью по 100 м3, на территории ГНС не установлены.
Непосредственную деятельность по эксплуатации указанной ГНС осуществляют лица, допущенные к этой деятельности по устному договору с близкими родственниками ее собственника, без официально заключенных трудовых договоров.
На указанной ГНС установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ № 1479), Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной и промышленной безопасности.
Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В статье 20 ФЗ № 123-ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 20); пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 22).
Как следует из статьи 5 ФЗ № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
Из части 1 статьи 6 ФЗ № 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В нарушении ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ здание и помещения ГНС не оборудованы системой пожарной сигнализации.
Кроме того, в нарушение п. 6.7.39 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – СП 4.13130.2013), ст. 4 и 6 ФЗ № 123-ФЗ на ГНС с надземными резервуарами хранения СУГ при общей вместимости резервуаров более 200 м3 не предусмотрена стационарная автоматическая система водяного охлаждения резервуаров, которая должна обеспечивать орошение в течение 75 мин. всех боковых и торцевых поверхностей резервуаров.
В соответствии с п. 6.7.40 СП 4.13130.2013 пожаротушение сливной эстакады необходимо предусматривать передвижной пожарной техникой от принятой для ГНС системы противопожарного водоснабжения.
В нарушение п. 6.7.40 СП 4.13130.2013 пожаротушение сливной эстакады не предусмотрено передвижной пожарной техникой от принятой для ГНС системы противопожарного водоснабжения.
В соответствии с табл. 32 СП 4.13130.2013 расстояние от надземных резервуаров СУГ до жилых зданий должно составлять не менее 200 метров.
В нарушение табл. 32 СП 4.13130.2013, ст. 4 и 6 ФЗ № 123-ФЗ расстояние от надземных резервуаров СУГ до жилых зданий составляет 110 метров.
Согласно, п. 6.7.30. табл. 33 СП 4.13130.2013 расстояние от надземных резервуаров СУГ до открытой площадки для стоянки автомашин, осуществляющих перевозку СУГ, должна составлять менее 40 метров.
В нарушение п. 6.7.30. табл. 33 СП 4.13130.2013, ст. 4 и 6 ФЗ № 123-ФЗ расстояние от надземных резервуаров СУГ до открытой площадки для стоянки автомашин, осуществляющих перевозку СУГ, составляет 30 метров.
В соответствии с п. 9.3.4. СП 62.13330.2011* «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (далее - СП 62.13330.2011) по периметру для каждой группы надземных резервуаров предусматривается замкнутое обвалование или ограждающая газонепроницаемая стенка из негорючих материалов, а также для входа на территорию базы хранения СУГ по обе стороны обвалования (ограждающей стенки) должно быть предусмотрено не менее двух лестниц-переходов с искробезопасным покрытием шириной 0,7 м, расположенных с противоположных сторон обвалования (ограждающей стенки) на каждую группу надземных резервуаров
В нарушение п. 9.3.4. СП 62.13330.2011 по периметру для каждой группы надземных резервуаров не имеется замкнутое обвалование или ограждающая газонепроницаемая стенка из негорючих материалов, а также для входа на территорию ГНС по обе стороны обвалования (ограждающей стенки) не предусмотрены лестницы-переходы с искробезопасным покрытием шириной 0,7 м.
В нарушение п. 9.4.12 СП 62.13330.2011 на ГНС не имеется система наружного пожаротушения, включающую в себя резервуары с противопожарным запасом воды, насосную станцию и кольцевой водопровод высокого давления с пожарными гидрантами.
В нарушение п. 9.4.21* СП 62.13330.2011 схемы электроснабжения и автоматизации производственных помещений категории А (компрессорные) не предусматривают автоматическое отключение технических устройств, систем вентиляции и включение световых и звуковых сигналов, систем пожаротушения в случае возникновения пожара и включение аварийной системы вентиляции, отключение электрических приводов насосов, компрессоров и другого технологического оборудования при опасной концентрации СУГ в воздухе помещения, превышающем 10% нижнего концентрационного предела распространения пламени.
В соответствии с п. 2 ППР РФ № 1479, в том числе, в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Однако, в нарушение п. 2 ППР РФ № 1479 отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
В нарушение п. 3 ППР РФ № 1479 работниками ГНС не пройдено обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
В нарушение п. 35 ППР РФ № 1479 на ГНС эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.
В нарушение п. 36 ППР РФ № 1479 не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.
В нарушение п. 48 ППР РФ № 1479 на территории ГНС не указаны направления движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В нарушение п. 57 ППР РФ № 1479 на территории ГНС хранится бытовой газовый баллон.
В соответствии с п. 60 ППР РФ № 1479 руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
В нарушение п. 60 ППР РФ № 1479 ГНС не оснащена первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно положенных норм, а также учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно пп. «а» п. 266 ППР РФ № 1479 во время слива и налива СУГ допускается курение на расстоянии не менее 100 метров от цистерны.
В нарушение п. 266 «а» ППР РФ № 1479 на момент проверки в 10 м от железнодорожных цистерн с СУГ во время слива и налива СУГ в резервуары ГНС допускается курение лицами, осуществляющими работы на ГНС.
Согласно пп. «в» п. 266 ППР РФ № 1479 во время слива и налива СУГ не допускается подъезд автомобильного транспорта к резервуарам с СУГ и железнодорожным цистернам.
В нарушение пп. «в» п. 266 ППР РФ № 1479 во время слива и налива СУГ на ГНС допускается подъезд автомобильного транспорта к резервуарам с СУГ и железнодорожным цистернам.
В нарушение п. 267 ППР РФ № 1479 на ГНС не обеспечено наличие со стороны железнодорожного пути на подъездных путях и дорогах на участке налива (слива) сигнальных знаков размером 0,4 х 0,5 метра с надписью «Стоп, проезд запрещен, производится налив (слив) цистерны».
В нарушение п. 274 ППР РФ № 1479 на сливоналивных эстакадах не обеспечено наличие первичных средств пожаротушения.
В нарушение п. 410 ППР РФ № 1479 пожарные щиты не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно нормам.
В соответствии с ст. 20 ФЗ № 123-ФЗ классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности применяется для определения области его безопасного применения и соответствующей этой области маркировки электрооборудования, а также для определения требований пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования.
В нарушение ст. 20 ФЗ № 123-ФЗ не имеется документация на электрооборудование ГНС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, также отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования.
В соответствии со ст. 99 ФЗ № 123-ФЗ допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема) и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема).
В нарушение ст. 99 ФЗ № 123-ФЗ ГНС не оборудована пожарным гидрантом, также отсутствует противопожарный водоем.
В соответствии с п. 11 ППР РФ № 1479 запрещается курение, в том числе, на территории и в помещении объектов хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, за исключением мест, специально отведенных для курения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации обеспечивает размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения».
В нарушение п. 11 ППР РФ № 1479 не обеспечено размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено».
В соответствии с п. 1 ст. 64 ФЗ № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В нарушение п. 1 ст. 64 ФЗ № 123-ФЗ не имеется декларация пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ сосуды (резервуары) хранения сжиженных углеводородных газов, расположенный на ГНС, эксплуатируется с истекшим сроком освидетельствования, а также на который отсутствует паспорт и другая эксплуатационная документация.
Кроме того, на территории ГНС эксплуатируется 8 резервуаров для хранения СУГ, но согласно проектной документации от 2012 на ГНС должно размещаться и эксплуатироваться четыре резервуара для хранения СУГ.
Кроме того, заводской номер имеется лишь на 1 резервуаре (№14230), который также не соответствует технической документации ГНС. Остальные 7 резервуаров для СУГ не имеют заводских номеров. На момент проверки эксплуатировались 4 резервуара емкостями по 100м3.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ не проводится проверка ПСК резервуара для хранения СУГ.
В соответствии со ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225-ФЗ) владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В нарушение ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ, ст. 4 ФЗ № 225-ФЗ не имеется договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком государственной поверки; на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ не проводится текущий осмотр резервуаров, арматуры и КИП с записью в эксплуатационном журнале.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ не имеются результаты проверок предохранительных сбросных клапанов.
В соответствии п. 1 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В нарушение п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ не имеется договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Также, в нарушение ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ отсутствует План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ № 116-ФЗ, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Согласно ст. 13 ФЗ № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
В нарушение п. 2 ст. 7, ст. 13 ФЗ № 116-ФЗ не имеется заключение экспертизы промышленной безопасности на сосуды, работающие под давлением (резервуары) для СУГ на ГНС.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В нарушение ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ отсутствует Положение о производственном контроле.
Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ расположенные на ГНС сосуд, работающий под давлением для СУГ, а также присоединенные к нему технологическое оборудование и арматура, относящиеся согласно ФЗ № 116-ФЗ к опасным производственным объектам, не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно сведениям об ОПО, предоставленных руководством ГНС, данный объект относится к 3 классу опасности.
Вместе с тем, по имеющимся емкостям, установленным на территории ГНС, вместимостью по 100 м3 – 5 резервуаров и по 50 м3 – 3 резервуара для хранения СУГ, общая вместимость которых уже составляет 650 м3, что более 200 т. и соответствует 2 классу опасности, согласно табл. 2 ФЗ № 116-ФЗ.
Между тем, в силу требований ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 ФЗ 123-ФЗ.
Согласно ст. 38 ФЗ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Таким образом, на ГНС, как следует из материалов проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов, не создана система обеспечения пожарной и технической безопасности, включающая в себя минимально необходимые требования пожарной и технической безопасности.
Ответчик не отрицал, что указанные нарушения, действительно были выявлены во время проверки. Достоверных и надлежащих доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
Судом установлено, что дальнейшая эксплуатация ГНС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных норм и правил создает реальную угрозу жизни и здоровью работающих непосредственно там лиц, посещающих ее лиц, в том числе водителей автотранспортных средств, рядом проходящих лиц, а также реальную опасность причинения вреда вблизи расположенным объектам, автотранспортным средствам, находящимся на ГНС, другому имуществу (перевозимому грузу, личным вещам) физических и юридических лиц.
В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая вышеприведенные нормы и обстоятельства, суд считает требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к генеральному директору ООО «Халимат», удовлетворить.
Признать незаконной и приостановить деятельность эксплуатируемой ООО «Халимат», газонаполнительной станции, расположенной по адресу: проезд Промышленный, 8/14, проспект И. Шамиля, г. Кизилюрт, Республика Дагестан, на земельном участке с кадастровым номером 05:45:000052:88 общей площадью 5000 кв. м. из земель категории населенных пунктов с видом разрешенного использования «для использования под производственную базу», по получению, хранению, выдаче и реализации сжиженного углеводородного газа до устранения нарушений требований пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить оборудование зданий и помещений ГНС системой пожарной сигнализации;
- обеспечить ГНС стационарной автоматической системой водяного охлаждения резервуаров, которая должна обеспечивать орошение в течение 75 мин. всех боковых и торцевых поверхностей резервуаров;
- обеспечить оснащение пожаротушения сливной эстакады передвижной пожарной техникой от принятой для ГНС системы противопожарного водоснабжения;
- обеспечить расстояние от надземных резервуаров СУГ до жилых зданий не менее 200 метров;
- обеспечить демонтаж и снятие с эксплуатации 8 резервуаров с СУГ, находящихся на расстоянии ближе 200 метров от жилых домов и вывоз их с территории ГНС на безопасное пожарное расстояние;
- обеспечить расстояние от надземных резервуаров СУГ до открытой площадки для стоянки автомашин, осуществляющих перевозку СУГ, не менее 40 метров;
- обеспечить оборудование по периметру для каждой группы надземных резервуаров с СУГ замкнутое обвалование или ограждающая газонепроницаемая стенка из негорючих материалов, а также для входа на территорию ГНС, после оборудования обвалования по обе стороны (ограждающей стенки) оснастить их лестницами-переходами с искробезопасным покрытием шириной 0,7 м;
- обеспечить оснащение ГНС системой наружного пожаротушения, включающую в себя резервуары с противопожарным запасом воды, насосную станцию и кольцевой водопровод высокого давления с пожарными гидрантами;
- обеспечить схемы электроснабжения и автоматизации производственных помещений категории А (компрессорные) автоматическим отключением технических устройств, систем вентиляции и включение световых и звуковых сигналов, систем пожаротушения в случае возникновения пожара и включение аварийной системы вентиляции, отключение электрических приводов насосов, компрессоров и другого технологического оборудования при опасной концентрации СУГ в воздухе помещения, превышающем 10% нижнего концентрационного предела распространения пламени;
- обеспечить наличие на ГНС инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
- обеспечить прохождение работниками ГНС обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
- обеспечить замену на ГНС электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции.
- обеспечить наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.
- обеспечить оснащение указателями направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- обеспечить оснащение ГНС первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно положенных норм, а также учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
- обеспечить наличие со стороны железнодорожного пути на подъездных путях и дорогах на участке налива (слива) сигнальных знаков размером 0,4 х 0,5 метра с надписью «Стоп, проезд запрещен, производится налив (слив) цистерны».
- обеспечить наличие на сливоналивных эстакадах наличие первичных средств пожаротушения;
- обеспечит укомплектование пожарных щитов немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно нормам.
- обеспечить наличие документации на электрооборудование ГНС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, а также наличие маркировки степени защиты оболочки электрооборудования.
- обеспечить оборудование ГНС двумя пожарными гидрантами;
- обеспечить размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения»;
- обеспечить наличие на ГНС декларации пожарной безопасности;
- обеспечить проведение освидетельствования сосудов (резервуаров) для хранения сжиженных углеводородных газов, расположенный на ГНС;
- обеспечить оформление паспортов и другой эксплуатационная документация на сосуды (резервуары) для хранения сжиженных углеводородных газов, расположенный на ГНС;
- обеспечить вывод из эксплуатации, демонтаж и вывоз на безопасное пожарное расстоянии с территории ГНС 8 резервуаров для хранения СУГ, которые не соответствуют технической и проектной документации на ГНС по заводским номерам и технологической схеме;
- обеспечить проведение проверки ПСК резервуаров для хранения СУГ на специальном стенде с оформление соответствующей документации;
- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- обеспечить вывод из эксплуатации средств измерений (манометров) с истекшими сроками государственной поверки;
- обеспечить проведение текущих осмотров резервуаров, арматуры и КИП и осуществление контроля герметичности приборов, арматуры, технических устройств с записями в эксплуатационных журналах;
- обеспечить заключение договора на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
- обеспечить наличие Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности на сосуды, работающие под давлением (резервуары) для СУГ на ГНС;
- обеспечить наличие Положения о производственном контроле;
- обеспечить регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов расположенных на ГНС сосудов работающий под давлением для СУГ, а также присоединенных к ним технологического оборудования, арматуры, относящиеся согласно ФЗ № 116-ФЗ к опасным производственным объектам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Кизилюртовского
городского суда РД З.А. Дарбишухумаев