Дело № 21-147/2022
Судья Егорова А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
24 марта 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жадобу директора ООО «Асфальтобетонный завод» Рахматуллина М.Х. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 12/09/32 от 24 сентября 2021 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Асфальтобетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 12/09/32 от 24 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, ООО «Асфальтобетонный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2022 года жалоба директора ООО «Асфальтобетонный завод» Рахматуллина М.Х. на постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2022 года возвращена заявителю без рассмотрения.
9 февраля 2022 года директор ООО ««Асфальтобетонный завод»»Рахматутллин М.Х. вновь подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики на постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, при этом заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.
Принимая во внимание, что первоначальная жалоба подана заявителем в пределах срока обжалования и после возвращения жалобы определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2022 года имевшиеся недостатки устранены в кратчайший срок, пропущенный срок обжалования постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2022 года подлежит восстановлению.
Изучив доводы жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитников Общества Лаванова Е.А. и Владимирова Д.В., поддержавших доводы жалобу, прихожу к следующему.
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 30 августа 2016 года № 993 ООО «Асфальтобетонный завод» установлены нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих веществ) (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух по конкретным стационарными источниками выбросов, находящимися на объекте хозяйственной и иной деятельности, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору (местонахождение промышленной площадки: <адрес>) на период с 30 августа 2016 года по 30 августа 2021 г., согласно которому норматив выбросов по веществу «0337 Углерода оксид» по асфальтосмесительному отделению (номер ГОУ 0001) составляет 1,31459 г/с.
22 сентября 2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Обществу выдано разрешение № ВР.070.16 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 22 сентября 2016 года по 30 августа 2021 года.
Обществу Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики выдано Свидетельство о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOTGOUGD от 22.12.2016 в отношении промышленной площадки, местонахождение объекта - <адрес>, дата ввода в эксплуатацию; 16.04.2008, тип объекта: площадной, код № III –й категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Отчетом ООО «Асфальтобетонный завод» об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия, - Промышленная площадка, расположенного по адресу: <адрес>, код объекта №, III –й категории негативного воздействия на окружающую среду, за 2020 год, предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества «Углерода оксид» асфальтосместительного отделения от стационарного источника 0001 «Труда ГОУ» составляет 1,31459 г/с. (пункт 4 таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Согласно протоколу № 45/04/01-Д от 30 августа 2021 года химического анализа промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики», дата отбора проб и проведения анализа - 25 августа 2021 года, на источнике № 1 «Труба ГОУ» асфальтосмесительного отделения АБЗ Общества, содержание углерода оксида составило 1, 929441 г/с.
Превышение содержания углерода оксида в выбросах от стационарного источника № 1 «Труба ГОУ» асфальтосмесительного отделения АБЗ Общества, зафиксированное в протоколе № 45/04/01-Д от 30 августа 2021 года химического анализа промышленных выбросов содержание углерода оксида относительно предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса указанного загрязняющего вещества, указанного в Отчете ООО «Асфальтобетонный завод» об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия за 2020 год в 1,46 раза послужило основанием для вынесения заместителем главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды постановления № 12/09/32 от 24 сентября 2021 года о привлечении ООО «Асфатьтобетонный завод» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечении ООО «Асфальтобетонный завод» к административной ответственности.
С вынесенным по настоящему делу актами согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе производства по делу об административном правонарушении законный представитель Рахматуллин М.Х. и защитник Общества Тихонова В.И., не соглашаясь с привлечением к административной ответственности, приводил доводы о том, что Отчет ООО «Асфальтобетонный завод» об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия за 2020 год не устанавливает нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух на 2021 год для объекта негативного воздействия на окружающую среду III–й категории, не является специальным разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, таким образом, зафиксированное в протоколе № 45/04/01-Д от 30 августа 2021 года химического анализа промышленных выбросов количественное содержание выброса углерода оксида и его превышение относительно выброса, указанного в Отчете за 2020 год, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, не образует.
Данные доводы заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции, действующей до 1 января 2019 года, предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Таким образом, до 1 января 2019 года выброс любых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником для объекта, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, допускался лишь на основании специального разрешения, выданного соответствующими территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вне зависимости от вида выбросов и подразделения такого объекта НВОС на категории от уровня такого воздействия (I-IV). Означенное специальное разрешение устанавливало предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вместе с тем 1 января 2019 года в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 69-ФЗ на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, допускается выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
Углерода оксид включен в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (пункт 46), вместе с тем радиоактивным веществом, веществом I, II класса опасности не является, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух не оказывает, получение разрешения на выброс указанного загрязняющего вещества с 1 января 2019 года статьей 14 Федерального закона № 69-ФЗ не регулируется.
С 1 января 2019 года общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, установлены статьей 15 Федерального закона № 69-ФЗ, пунктами 9-11 которой регламентировано осуществление выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду, на основании которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I и II категории, не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренная пунктом 11 статьи 15 Закона № 96-ФЗ, предоставляется в виде содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и соответствующими подзаконными актами.
Предприятия должны представлять статистическую отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и соответствующими подзаконными актами.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, при этом Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
В состав указанной отчетности в соответствии с приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 входят сведения о предельно допустимом выбросе или временно согласованном выбросе, г/с, данные инвентаризации выбросов подлежат корректировке.
В свою очередь для объектов III категории в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
При этом следует принять во внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 96-ФЗ в силу пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, вступившим в силу с 1 января 2021 года, для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов
Приведенные выше нормы законодательства позволяют прийти к выводу, что в настоящее время выбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ, веществ I, II класса опасности) стационарным источником для объектов III категории в пределах заявки о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей корректировке и отражению в программе экологического производственного контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.
Вместе с тем основания для вывода о том, что Отчет ООО «Асфальтобетонный завод» об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия за 2020 год на момент вменяемого директору Общества Рахматуллину М.Х. административного правонарушения является специальным разрешением на выброс углерода оксида из стационарного источника для объекта НВОС III категории, за нарушение условий которого предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, не имеется.
Вследствие изменения законодательств не является таковым специальным разрешение по состоянию на 25 августа 2021 года для целей части 2 статьи 8.21 КоАП РФ и разрешение № ВР.070.16 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 22 сентября 2016 года по 30 августа 2021 года, выданное Обществу 22 сентября 2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 12/10/44 от 15 октября 2021 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Асфальтобетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, не могут быть признаны законными и подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Рахматуллина М.Х. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды № 12/09/32 от 24 сентября 2021 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Асфальтобетонный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Асфальтобетонный завод» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
Судья А.В. Голубев