78RS0003-01-2022-000905-27
Дело № 2-1245/2022 02 сентября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Михалко Ю.Л.,
с участием прокурора Щербаковой Ю.В.,
при секретаре Гамисония Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Северо-Западному таможенному управлению о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Северо-Западному таможенному управлению, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требований, просил признать приказ от 01.02.2022 № 19-К об увольнении незаконным, восстановить с 01.02.2022 года в должности начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы в Северо-Западном таможенном управлении, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обосновании заявленных исковых требований истец ФИО1 указал, что замещал должность начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы в Северо-Западном таможенном управлении (далее СЗТУ), на основании служебного контракта № № 10200000/0090к/21 от 13.04.2021 года. На основании приказа СЗТУ от 01.02.2022 №19-К «Об увольнении Варфоломеева А.Н.», трудовые отношения с истцом прекращены с мотивировкой «увольнение в связи с утратой доверия» на основании абз. 2 п. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Поводом для издания приказа об увольнении является приказ СЗТУ от 01.02.2022 № 1-Д «О применении взыскания к ФИО1». На дату издания приказа об увольнении истец находился в СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. На протяжении всего производства предварительного расследования, а также в период проведения проверки, он не признавал и не признает себя виновным в совершении инкриминируемого ему преступления, отрицает сам факт возникновения конфликта интересов, поскольку добросовестно и честно исполнял свои служебные обязанности. Факт привлечения его к уголовной ответственности, фактически положенный в основу его увольнения, не свидетельствует об установлении его вины, поскольку, до вступления в силу приговора суда, обвиняемый считается невиновным. Кроме того, ответчиком допущены нарушения порядка применения дисциплинарного взыскания в форме увольнения. Согласно приказу СЗТУ от 01.02.2022 № 1-Д «О применении взыскания к ФИО1» решение об увольнении истца со службы принято по результатам проведения служебной проверки. Порядок организации и проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации регламентирован Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1557 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации». Как следует из приказа СЗТУ от 01.02.2022 № 1-Д, а также доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, а также проверки соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами от 01.02.2022, основанием для проведения в отношении меня служебной проверки послужило решение начальника СЗТУ Повода А.В. на докладной записке отдела инспектирования и профилактике правонарушений кадровой службы СЗТУ от 27.12.2021 № 16-03-29/1471 «О назначении проверки». В материалах проверки в отношении истца отсутствует приказ начальника таможенного органа о ее назначении. Более того, в нарушение требований под. 3 п. 16 Инструкции, истца не ознакомили ни с приказом о назначении проверки, ни с порядком ее проведения. Решение начальника СЗТУ Повода А.В. на докладной записке отдела инспектирования и профилактике правонарушений кадровой службы СЗТУ от 27.12.2021 не может быть признано надлежащим исполнением обязанности, предусмотренной п. 5 Инструкции, поскольку на основании п. 4 Инструкции резолюция на документе, содержащем сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки накладывается начальником таможенного органа в целях организации и проведения служебной проверки, что не является тождественным понятием назначения проверки. Фактическим основанием для проведения в отношении истца служебной проверки послужило представление Северо-Западной транспортной прокуратуры от 10.01.2022 № 86-13-2022, а не докладная записка отдела инспектирования. Наличие представление транспортной прокуратуры свидетельствует об отсутствии каких-либо решений о проведении проверки в отношении истца до даты получения акта прокурорского реагирования. Кроме того, проверка проведена в отношении истца с превышением установленного срока, поскольку проверка начата 27.12.2021, а окончена 01.02.2022, о чем свидетельствует дата доклада. Отсутствие приказа о назначении в отношении истца проверки, а также отсутствие доказательств уведомления истца с данным приказом являются грубыми нарушениями порядка ее проведения.
Истец ФИО1 участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель истца, Закирова Ю.В., в судебное заседание явилась, исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика, Пунисов А.И. и Соколова О.А., в судебное заедание явились, исковые требования не признают, представили суду возражения, из которых следует, что СЗТУ в период с 27.12.2021 года по 17.01.2022 года проведены проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, а также проверка соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Основанием проведения проверки послужила информация о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1. содержащаяся в общероссийских средствах массовой информации, согласно которой истец задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ («получение взятки»), а также информация, предоставленная службой по противодействию коррупции СЗТУ о том, что следственным отделом по Петроградскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело № 12102400014000134 от 24.12.2021 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ («получение взятки»), по факту получения взятки в виде денег через посредника от представителя ООО «Дельта-М» в размере 1 680 000 руб. за заключение с данной организацией государственных контрактов на поставку товаров для нужд СЗТУ, их исполнения, в том числе за приемку им товаров (указанные действия входят в служебные полномочия) для последующей оплаты СЗТУ предмета государственных контрактов.
ФИО1 после получения указанных денежных средств 24.12.2021 года задержан сотрудниками службы по противодействию коррупции СЗТУ, службой экономической безопасности УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и УЭБиПК МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
25.12.2021 года по делу № 3-1/147/2021 Петроградским районным судом Санкт-Петербурга вынесено решение об избрании меры пресечения (заключение под стражу) в отношении ФИО1
В ходе проверки установлено, что ФИО1 являясь государственным служащим, допустил возникновение ситуации, при которой его прямая личная заинтересованность повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, ФИО1 не принимал.
Уведомлений о возникшем конфликте интересов ФИО1 в СЗТУ не подавал. Самоотвод от исполнения должностных обязанностей не заявлял. От выгоды явившейся причиной возникновения конфликта интересов (денежных средств) ФИО1 не отказался.
Следовательно, истцом нарушены положения частей 1,2,4,5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что выразилось в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов стороной которого он является в связи с исполнением должностных обязанностей, что квалифицируется как коррупционное правонарушение, влекущее увольнение в связи с утратой доверия.
Представители ответчика просят суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Прокурор Щербакова Ю.В. в своем заключении указала, что нарушений действующего законодательства со стороны работодателя не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать исполнение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
На сновании статьи 7.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Согласно статье 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в указанном Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Положениями ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Неисполнение обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной (часть 9 статьи, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Кроме того, обязанности и запреты, установленные в целях противодействия коррупции, также закреплены в должностной инструкции начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы СЗТУ от 03.03.2021 № 13-07-05/01.
При этом статьей 29.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в таможенных органах Российской Федерации", закреплен порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
В силу данной статьи, взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в таможенных органах, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей; взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника таможенного органа и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника; при применении взысканий, предусмотренных статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей; взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенного органа коррупционного правонарушения, не считая времени болезни сотрудника, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу; Взыскания, предусмотренные статьями 29.1 и 29.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенного органа коррупционного правонарушения, не считая времени болезни сотрудника; копия акта о применении к сотруднику таможенных органов взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику таможенных органов под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 ноября 2019 г. N 3173-О, такое правовое регулирование, имеющее целью предотвращение и преодоление коррупции, с одной стороны, и установление защиты государственного гражданского служащего от необоснованного увольнения - с другой, направлено на соблюдение баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих.
В соответствии п. 7.1 части 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В силу части 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником таможенных органов мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
Как следует из материалов дела, и было установлено судом, 13.04.2021 года между сторонами заключен служебный контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации № 10200000/0090к/21 на срок 1 (один) год с 13.04.2021 в должности начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления (Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, 20, лит. А) (л.д. 32-33).
В соответствии с разделом 2 указанного служебного контракта истец обязался соблюдать законодательство Российской Федерации и неукоснительно руководствоваться им в своей служебной деятельности, повышать профессиональные знания и квалификацию, выполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации; быть верным Присяге сотрудника таможенного органа, добросовестно исполнять правовые акты Федеральной таможенной службы, правовые акты таможенного органа, должностные обязанности согласно должностной инструкции по занимаемой должности; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения; при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей нести дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять Начальника обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другим физическим лицам, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица; выполнять иные обязательства и требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
Согласно п. 13 раздела III должностной инструкции начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления, истец обязался выполнять требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, Минэкономсвязи России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами СЗТУ, касающихся компетенции отдела; соблюдать требования служебной дисциплины; соблюдать ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах; исполнять нормы Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; соблюдать требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; уведомлять начальника СЗТУ обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другим физическим лицам, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица; в соответствии с установленным порядком в установленные законом сроки предоставлять все необходимые сведения о себе и членах своей семьи, выполнять обязанности, установленные действующим законодательством.
Приказом Начальника управления Северо-Западного таможенного управления от 13 апреля 2021 года № 304-К ФИО1 подполковник таможенной службы (Ч-139773) назначен на должность начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления (приложение к делу № 2-1245/22 том 1 л.д. 34-35).
Приказом Начальника управления Северо-Западного таможенного управления от 1 февраля 2022 года № 1-Д о применении взыскания к ФИО1 и увольнении за совершение коррупционного правонарушения, неисполнение требований частей 1, 2, 4, 5 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", выразившегося в непринятии ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, на основании статьи 29.2 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», части 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», к истцу применена мера юридической ответственности - увольнение в связи с утратой доверия. Основание: доклад о результатах проверки от 1 февраля 2022 г.
Приказом Начальника управления Северо-Западного таможенного управления от 1 февраля 2022 года №19-К прекращено действие контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации № 10200000/0090к/21 от 13.04.2021 г. заключенного на срок один год и уволить 1 февраля 2022 г. со службы в таможенных органах Российской Федерации подполковника таможенной службы ФИО1 (Ч-139773), начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления, на основании второго абзаца пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 199 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (увольнение в связи с утратой доверия) (л.д. 34).
Основанием для вынесения данного приказа послужили докладная записка отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы СЗТУ от 27 декабря 2021 г. № 16-03-29/1471 «О назначении проверки», доклад о результатах проверки от 1 февраля 2022г., приказ СЗТУ от 01.02. 2022 г. № 1-Д "О применении взыскания к ФИО1".
Постановлением старшего следователя следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по городу Санкт-Петербургу от 24.12.2021 года возбуждено уголовное дело № 12102400014000134 в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (приложение к делу № 2-1245/22 том 1 л.д. 1-2).
Из названного Постановления следует, что 23.12.2021, ФИО1, состоящий в должности начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления, являющийся должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе, действуя умышлено, из корыстных побуждений получил от посредника взятку в виде денег в общей сумме 1 680 000 руб. за оказание ФИО1 содействия в заключении государственных контрактов между СЗТУ и ООО «Дельта-М», принял переданные ему посредником денежные средства, после чего был задержан в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Из материалов дела также следует, что на основании докладной записки отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы СЗТУ от 27 декабря 2021г. №16-03-29/1471 «О назначении проверок», в порядке, предусмотренном Положением о проверке достоверности полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, решением начальника СЗТУ начата проверка достоверности и полноты, представленных ФИО1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, дата начала проверки 27 декабря 2021 года, доклад о результатах проверки представить не позднее 25 февраля 2022 года.
В период с 27 декабря 2021 г. по 1 февраля 2022 г. кадровой службой СЗТУ проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, а также проверка соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, основанием для проведения которой послужила информация, изложенная в докладной записке отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы СЗТУ от 27 декабря 2021г. №16-03-29/1471 «О назначении проверки».
О проведении ответчиком проверки ФИО1 уведомлен в установленном законом порядке путем вручения уведомления о проведении проверки, разъяснения требований подпункта "б" пункта 22 Положения, врученной истцу под роспись 28 декабря 2021 г., в результате чего последний лично ознакомился с уведомлением о проведении в отношении его проверки в соответствии с требованиями Положения.
28 декабря 2021 г. поступили пояснения ФИО1 с ответами на поставленные вопросы, согласно которым он не признает факты несоблюдения им требований Федерального закона "О противодействии коррупции" (приложение к делу № 2-1245/22 том 1 л.д. 17-18).
В ходе проведенной ответчиком проверки, 11 января 2022 г., в адрес ответчика поступило представление Северо-Западной транспортной прокуратуры от 10 января 2022 г. N 86-13-2022 "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции", в котором установлено, что 24.12.2021 следователем следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по г. Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления ФИО1 (по ч. 6 ст. 290 УК РФ) по факту получения взятки за оказание содействия при заключении государственных контрактов между Северо-Западным таможенным управлением и ООО «Дельта-М».
В рамках расследования этого уголовного дела ФИО1 предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ и постановлением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 25.12.2021 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
По информации Службы по противодействию коррупции СЗТУ от 28.12.2021 № 10-11/33397 уведомления о склонении к совершению коррупционного правонарушения и возникновения конфликта интересов на государственной службе указанным должностным лицом, в соответствии с Порядком уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденным приказом ФТС России от 18.01.2010 № 57, в СЗТУ не поступали; в книге КУСП-2 не регистрировались.
Проведенной СЗТУ проверкой установлено, что начальником отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления ФИО1 нарушены требования частей 1, 2, 4, 5 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", что выразилось в непринятии ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Уведомление от истца о склонении его к совершению коррупционных правонарушений и возникновении конфликта интересов на государственной службе указанными должностными лицами, в соответствии с Порядком уведомления должностных лиц таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений, утвержденным приказом ФТС России от 18 января 2010 г. N 57, в СЗТУ не поступали, не регистрировались.
О результатах проверки кадровой службой Северо-Западного таможенного управления 1 февраля 2022 г. подготовлен доклад начальнику Северо-Западного таможенного управления (приложение к делу № 2-1245/22 том 6 л.д. 46-55), по результатам рассмотрения которого начальником Северо-Западного таможенного управления принято решение о применении к истцу меры юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Допрошенный судом в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснил, что он является оперуполномоченным по особо важным делам в службе по противодействию коррупции в Северо-Западном Таможенном управлении, в связи с чем, им осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия в части касающихся получения начальником отдела связи и телекоммуникаций информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления денежных средств за заключение государственных контрактов с ООО «Дельта-М». Изначально в ходе оперативно розыскных мероприятий был установлен генеральный директор компании ООО «Дельта-М» - Иванов, которым передавались денежные средства. Так как с него требовали денежные средства за оказание содействия в заключении государственного контракта, он решил об этом добровольно сообщить, в ходе оперативно розыскных мероприятий была проведена встреча с подчинённым ФИО1 – Вишневским, где Ивановым были переданы денежные средства Вишневскому, после чего Вишневский был задержан, позже в ходе оперативно розыскных мероприятий Вишневский согласился передать ФИО1 денежные средства. 23 декабря 2021 ФИО1 был задержан за факт получения денежных средств. Задержание ФИО1 происходило по адресу: <адрес>, при входе в помещение, сначала была передача денежных средств, потом было задержание. Факт получения ФИО1 денежных средств зафиксирован.
Не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу ложных и заведомо ложных показаний, у суда не имеется, оснований для оговора свидетелем участников судебного разбирательства и неприязненного отношения к ним свидетелей судом не установлено.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики по рассмотрению в 2012 - 2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г., анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
При рассмотрении дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, судами устанавливался факт противоправного, виновного неисполнения государственным, муниципальным служащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.
Дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, является единственным основанием дисциплинарной ответственности. Следовательно, уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком. Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении государственного или муниципального служащего сам по себе не является основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.
Факт несоблюдения ФИО1 требований к служебному поведению, требований законодательства о предотвращении конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, повлекшие утрату к нему доверия со стороны нанимателя, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Проведенной Северо-Западным таможенным управлением проверкой установлено, что ФИО1 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, не принимал.
Довод истца об отсутствии приговора, устанавливающего его вину по уголовному делу несостоятелен, поскольку не свидетельствует об отсутствии в его действиях коррупционного правонарушения.
Решение о применении к истцу меры юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия и расторжении служебного контракта принято начальником СЗТУ по итогам рассмотрения доклада кадровой службы Северо-Западного таможенного управления от 1 февраля 2022 г. (приложение к делу № 2-1245/22 том 6 л.д. 46-55), что не противоречит требованиям п. 2 ст. 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах».
Довод истца о нарушении процедуры при проведении проверки и применении к нему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, не соответствует действительности.
В отношении ФИО1 кадровой службой СЗТУ проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверок соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другим федеральным законам.
Порядок проведения вышеуказанной проверки регламентирован Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065).
Вышеуказанная проверка, проведенная в отношении истца, не является служебной проверкой, и, следовательно, на нее не распространяются требования Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 02 августа 2012 г. № 1557.
Основанием для проведения проверки в отношении истца послужила информация отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы СЗТУ о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, содержащаяся в общероссийских средствах массовой информации (78.ru, Interfax.ru, fontanka.ru).
Проверка в отношении ФИО1 проведена в период с 27 декабря 2021 года по 01 февраля 2022 года, в сроки, установленные п. 12 Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065.
Уведомление о начале в отношении истца проверки было вручено ему под подпись 28 декабря 2021 года, и в этот же день им даны объяснения с ответами на поставленные вопросы, то есть в срок, установленный подпунктом а) пункта 22 Положения, утвержденное Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065.
Представление Северо-Западной транспортной прокуратуры от 10 января 2022 года № 86-13/2022 не являлось основанием для проведения проверки.
Копии доклада о результатах проверки и приказа СЗТУ от 1 февраля 2022 года № 1-Д «О применении взыскания к ФИО1» вручены ФИО1 под подпись 1 февраля 2022 года, то есть в сроки, установленные ст. 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (приложение к делу № 2-1245/22 том 6 л.д. 60-61).
Учитывая, что необходимым условием применения дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного коррупционного проступка является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя, необходима проверка не только установления факта дисциплинарного коррупционного проступка, но и соответствие примененного дисциплинарного взыскания характеру совершенного сотрудником таможенных органов коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником таможенных органов других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником таможенных органов своих должностных обязанностей (часть 3 статьи 29.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
При принятии решения о применении к ФИО1 взыскания и увольнения, ответчиком учитывалась тяжесть совершенного проступка, установлено, что ФИО1, являясь государственным служащим, допустил возникновение ситуации, при которой его прямая личная заинтересованность повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, и при которой возникло противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами государства.
При этом, одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая является одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Совершенный ФИО1 проступок в нарушение Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 21.07.1997 г. N "О службе в таможенных органах Российской Федерации", порочит честь и достоинство государственного гражданского служащего, репутацию таможенных органов, обладающих повышенной социальной ответственностью, в связи с чем, привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия соразмерно тяжести совершенного им проступка.
Таким образом, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При отказе в исковых требованиях, основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Северо-Западному таможенному управлению о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Ю.Л. Михалко
Решение суда изготовлено в окончательной форме 19.10.2022 года