Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-286/2023 от 06.03.2023

Дело №2-286/2023

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                       25 мая 2023 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Плаксиной М.Ю.,

при организации и подготовке судебного процесса помощником судьи Рожковой Л.В.,

с участием представителя истца Представитель№1,

представителя ответчика администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Дробязкиной Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Донской Л.В к администрации Любинского муниципального района Омской области, администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным решений, возложении обязанности по восстановлению на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Донская Л.В. обратилась в Любинский районный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Любинского муниципального района Омской области.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что она зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Названное помещение не пригодно для проживания, что подтверждается актом обследования администрации Центрально-Любинского сельского поселения. Также истец является вдовой участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Любинского муниципального района с заявлением о включении ее в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках реализации Постановления Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ, так как относится к категории граждан, указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрацией было отказано во включении в соответствующий список, а также указано, что семья истца снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения. Основанием для вынесения соответствующего решения явилось то, что дочь истца ТРЕТЬЕ ЛИЦО. приобрела собственное жилье, в связи с чем, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет более учетной нормы.

Не согласно с вынесенными решения, поскольку она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что жилое помещение, где она зарегистрирована является непригодным для проживания в соответствии с пп.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Общая площадь помещение не является критерием при постановке на учет по данному основанию.

Постановление Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральный закон «О ветеранах» не содержат нормы, которая была бы в данном случае привязана к площади помещения.

Просила признать незаконным и отменить решение о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения, признать незаконным отказ о включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату по Любинскому муниципальному району, обязать восстановить на учете в качестве нуждающейся на территории Центрально-Любинского сельского поселения, обязать выплатить социальную выплату по Любинскому муниципальному района в рамках реализации Постановления Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом для участия в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечена администрация Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, в качестве третьих лице, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО13, ФИО11

В судебном заседании истец Донская Л.В. участия не принимала, доверила представлять свои интересы Представитель№1

Представитель истца Представитель№1 поддержал заявленные требования в полном объеме. В судебных заседаниях изложил обстоятельства, аналогичные тем, что указаны в иске. Также пояснил, что у Представитель№2 не имеется в собственности жилого помещения, что в полной мере было подтверждено ею надлежащими документами при обращении к ответчикам. Полагал, что доводы ответчиков о том, что наличие обменного ордера у истца указывает на то, что спорное жилое помещение в <адрес> находится в ее собственности, не соответствуют закону.

Представитель ответчика администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Представитель№2 оставила разрешение спора на усмотрение суда, также пояснила, что первоначально Донская Л.В. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения, поскольку в предоставленных ею документах не было сведений о наличии в собственности жилого помещения. Уже при обращении в администрацию района она представила обменный ордер, что, по их мнению, указывает на то, что квартира в д. Шандровка, где она зарегистрирована является ее собственностью. Поскольку дочь истца приобрела собственное жилое помещение, на каждого из 2 членов семьи стало приходится более учетной нормы площади. По этим основаниям им было принято решение о снятии истца с учета в качестве нуждающейся. Не отрицала, что жилое помещение, в котором Донская Л.В. проживала ранее, фактически не пригодно для проживания.

Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Представитель№3 в судебном заседании участия не принимала. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поясняла, что при принятии решения об отказе Донской Л.В. во включении в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на основании постановления Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п, комиссией по жилищным вопросам администрации района учитывалось, что дочь ТРЕТЬЕ ЛИЦО приобрела в собственность жилое помещение, соответственно произошло увеличение общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого челна семьи, более учетной нормы.

Третьи лица ФИО13, ФИО11. извещены судом о рассмотрении дела, участия в судебном заседании не принимали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца поддержали.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (подпункт 3).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее, чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно частям 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

По смыслу жилищного законодательства, предоставление жилого помещения является мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).

В соответствии со ст.21 Закона о ветеранах, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе, – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В силу ст.23.2 Закона о ветеранах полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны.

Согласно п.п.8, 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Порядок), органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.

Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области (далее – Минтруд Омской области).

В силу п.10 Порядка Министерство труда Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, а также сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Минстрой Омской области.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Донская Л.В. обратилась в администрацию Центрально-Любинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом, в качестве основании для постановки на учет истец указала об отсутствии у нее жилого помещения. Состав семьи состоит из 3 человек, в том числе, дочь ФИО13, сын ФИО11

Постановлением администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п «О признании гражданки нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения» Донская Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи из 3 человек, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.

Таким образом, органом местного самоуправления было установлено, а также это следует из представленных с заявлением документов, что Донская Л.В. и члены ее семьи нанимателями по договору социального найма и собственниками жилых помещений не являются, истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы: Донская Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данное жилое помещение, общей площадью 88,1 кв.м. было предоставлено Донской Л.В. на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных в материалах дела следует что, комиссией в составе представителей администрации Центрально-Любинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр нежилого помещения (квартиры) расположенного по адресу: <адрес>2, год постройки – 1987, общая площадь 88,1 кв.м. В результате обследования установлено, что крыша дома частично обвалилась, деревянные лаги сгнили, стены в трещинах, частичное разрушение. Перегородки в доме в ненадлежащем состоянии. Система отопления отсутствует, печь разобрана, электроснабжения нет, водопровода тоже. Данное жилое помещение непригодно для проживания. В акту обследования приложен фотоматериал, который также полностью подтверждает выводы комиссии.

В настоящее время Представитель№2 не проживает по адресу: <адрес>, в виду его непригодности.

Фактически адрес проживания Донской Л.В. указан <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит собственнику ФИО9 и на основании договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ передано в аренду ФИО10, которая приходится дочерью Донской Л.В.

После этого, ДД.ММ.ГГГГ Донская Л.В. обратилась в администрацию Любинского муниципального района Омской области с заявлением о включении в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом о ветеранах.

В материалах дела имеется удостоверение, выданное Донской Л.В., в котором указано, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы в соответствии со ст. 21 Закона о ветеранах.

Таким образом, Донская Л.В. в соответствии с Законом о ветеранах относится к членам семьи умершего участника ВОВ, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом о ветеранах.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Любинского муниципального района Омской области в адрес Донской Л.В. направлен ответ, из которого следует, что по результатам рассмотрения членами комиссии по жилищным вопросам администрации Любинского муниципального района заявления Донской Л.В. принято решение отказать во включении в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по Любинскому муниципальному району в рамках реализации Порядка, поскольку выявлено, что дочь ТРЕТЬЕ ЛИЦО приобрела в собственность жилое помещение, соответственно произошло увеличение общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, более учетной нормы.

Затем, ДД.ММ.ГГГГ последовало вынесение администрацией Центрально-Любинского сельского поселения постановления -п о снятии с учета истца с членами ее семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пп.2 п.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В протоколе заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано на аналогичные обстоятельства приобретения ТРЕТЬЕ ЛИЦО. жилого помещения, а также на факт выявления у Донской Л.В. обменного ордера на жилое помещение, где она зарегистрирована.

Факт приобретения жилого помещения ТРЕТЬЕ ЛИЦО. сторонами не оспаривается, подтверждается сведениями ЕГРН.

Само по себе наличие обменного ордера у истца не указывает на наличие у нее в собственности жилого помещения в <адрес>.

Из ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Донской Л.В., следует, что имеет право вселения в порядке обмена в квартиру в <адрес>. Документ, на основании которого выдан ордер, в материалах дела отсутствует.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что в числе собственников объектов недвижимости значились бы Донская Л.В. и член ее семьи ФИО11 Доказательств того, им предоставлялись ранее меры поддержки на улучшении жилищных условий, в том числе путем обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета, материалы дела не содержат.

По данным ЕГРН Донская Л.В., как и член ее семьи ФИО11 собственниками жилых помещений не являются.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Донская Л.В. и член ее семьи сын ФИО11. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, решение администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии их с учета не является правомерным. Названное решение в части Донской Л.В. и члена ее семьи ФИО11. подлежит отмене с возложением на администрацию поселения обязанности восстановить их на учете.

Соответственно, Донская Л.В. в силу положений Федерального закона «О ветеранах» и Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п подлежит включению администрацией Любинского муниципального района Омской области в список граждан, претендующих на получение выплат, подлежащий направлению в Минтруд Омской области.

При этом в силу п.9 Порядка формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Фамилии граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в список граждан, претендующих на получение выплат, в алфавитном порядке.

Таким образом, решение администрации Любинского муниципального района Омской области об отказе в принятии на учет Донской Л.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны принято с нарушением действующего законодательства.

Донская Л.В. как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны имеет правовые основания на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, а именно: на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

С учетом изложенного, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Донской Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в отношении Донской Л.В., с семьей в составе 2 человек, включая ФИО11.

Обязать администрацию Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области восстановить Донскую Л.В в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.

Признать незаконным решение администрации Любинского муниципального района Омской области об отказе во включении Донской Л.В в сводный список граждан, претендующих на получение выплат как член семьи умершего участника ВОВ из числа категорий граждан, указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

Возложить обязанность на администрацию Любинского муниципального района признать за Донской Л.В право на получение мер социальной поддержки как члену семьи умершего участника ВОВ, а также включить Донскую Л.В в списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» с включением в сводный список граждан, претендующих на получение выплат как член семьи умершего участника ВОВ в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                    Е.С.Кривоногова

2-286/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Донская Людмила Владимировна
Ответчики
Администрация Любинского муниципального района Омской области
администрация Центрально-Любинского сельского поселения
Другие
Бухонин (Донской) Сергей Александрович
Игнатьева Наталья Борисовна
Пономарев Максим Константинович
Суд
Любинский районный суд Омской области
Судья
Кривоногова Евгения Сергеевна
Дело на странице суда
lubinskcourt--oms.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Дело оформлено
11.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее