Судья: Альгешкина Г.Н. Дело № 4-А-68/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕоб отказе в удовлетворении жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении,
решения по результатам рассмотрения жалоб
1 марта 2019 года г. Чебоксары
Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу защитника Разумовой Л.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года публичное акционерное общество «Чебоксарский агрегатный завод» (далее - ПАО «ЧАЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Разумова Л.А. просит указанные решения изменить, снизив размер назначенного штрафа до 50000 рублей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона № 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела усматривается, что в декабре 2017 года по результатам плановой выездной проверки Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике составлен акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 12 декабря 2017 года и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12 декабря 2017 года в срок 14 августа 2018 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности ПАО «ЧАЗ» в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по 16 видам отходов.
В период с 17 августа 2018 года по 29 августа 2018 года на основании приказа Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от 15 августа 2018 года проведена внеплановая документарная проверка ПАО «ЧАЗ».
2 августа 2018 года ПАО «ЧАЗ» обратилось в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике с заявлением об установлении (утверждении) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Управление рассмотрело проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и направило в адрес ПАО «ЧАЗ» письмо о необходимости устранения выявленной некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
29 августа 2018 года ПАО «ЧАЗ» дополнительно направлено письмо о невозможности полного устранения выявленной некомплектности документов в связи с отсутствием контрагента, имеющего лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-VI класса опасности на 13 видов отходов, входящий состав проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом администратвиного органа и судьей районного суда, ПАО «ЧАЗ» с 1 мая 2015 года по день вынесения постановления осуществляло хозяйственную деятельность без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Выявленный факт нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды послужил основанием для вынесения государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике постановления от 10 сентября 2018 года о привлечении ПАО «ЧАЗ» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, судья районного суда, пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО «ЧАЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе защитника Разумовой Л.А. судья второй инстанции проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Изложенная в жалобе просьба о снижении размера административного штрафа до 50 000 рублей подлежит отклонению в виде следующего.
Санкция статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц – административный штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление и решения по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Правонарушение, совершенное ПАО «ЧАЗ», представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и предусматривает наказание вплоть до административного приостановления деятельности организации.
Наказание назначено в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, при этом имущественное положение признано должностным лицом административного органа смягчающим обстоятельством.
Между тем, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ПАО «ЧАЗ», которые позволили бы назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.17, статьёй 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от 10 сентября 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 октября 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод» оставить без изменения, жалобу защитника Разумовой Л.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина