Дело № 2-120/2023 (2-3782/2022)
УИД 50RS0044-01-2022-005347-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2023 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Леонтьевой М.О.,
С участием адвоката Ковальковой А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-120/2023 по иску Прохоровой Ирины Витальевны к МИФНС России №11 по Московской области, Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести возврат денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прохорова И.В. обратилась в суд с иском к ответчикам МИФНС России №11 по Московской области, Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №4 по г. Москве и Московской области и, с учетом уточнения, просит произвести возврат денежных средств в размере 276 130,36 руб. в качестве переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 961,00 руб.
Свои требования истец мотивирует тем, что 05.10.2022 МИФНС России №11 по Московской области было принято решение №40834 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) по заявлению истца от 05.10.2022 №34815 по страховым взносам «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, до 01.01.2017» на сумму 276 130,36 руб., в связи с тем, что нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты). В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности для возврата налоговой переплаты. Однако в этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности. В таком случае действуют
правила исчисления срока исковой давности. Индивидуальный Предприниматель Прохорова И.В. прекратила свою деятельность в качестве ИП в связи с принятием соответствующего решения, дата прекращения деятельности 17.12.2017. Последняя налоговая декларация была подана ИП 15.01.2018. В июле 2022 года в адрес истца МИФНС России №11 по Московской области было выставлено требование №40706 от 04.07.2022 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Требование выставлено в связи с неуплатой страховых взносов в период деятельности истца как индивидуального предпринимателя. Требование было выставлено по истечении 4 лет с момента прекращения деятельности истца как индивидуального предпринимателя. В переписке истца с ответчиком через личный кабинет налогоплательщика выяснилось, что сумма страховых взносов была перечислена истцом в декабре 2017 года перед прекращением деятельности в качестве ИП не на тот КБК. В справке №76985 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями то состоянию на 24.12.2019 и справке №102124 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на 26.09.числится положительное сальдо (переплата) в размере 276 130,36 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемая в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии. При этом, недоимка по страховым взносам появилась только в справке по состоянию на 26.09.2022. Налоговый орган должен был сразу же уведомить истца о наличии переплаты по страховым взносам с момента ее образования, однако этого налоговым органом сделано не было. Самая ранняя дата, с которой истец мог узнать о наличии положительного сальдо (переплаты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемая в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии - 24.12.2019. Таким образом, трехлетний срок для подачи иска в суд не является истекшим.
Истец Прохорова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, её интересы представляет адвокат Ковалькова А.А.
Представитель истца Прохоровой И.В. по доверенности адвокат Ковалькова А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МИФНС России №11 по Московской области по доверенности Меркулова Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истцом неправильно определен предмет иска, в связи с чем нарушена процедура досудебного урегулирования спора. Она так же пояснила, что истцом оплата страховых взносов произведена самостоятельно по платежному поручению №97 от 26.12.2017 в размере 140 635 руб. Сообщением налогового органа №40834 от 05.10.2022 Прохоровой И.В. отказано в возврате суммы страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. отказ налогового органа истец не обжаловал. Прохорова И.В. в период с 24.03.2015 по 27.12.2017 являлась индивидуальным предпринимателем и ей исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 148 руб. 39 коп. Прохорова обязана была дополнительно исчислить и уплатить в срок до 02.07.2018 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 164 035,37 руб. Истцом на неверные реквизиты была уплачены сумма страховых взносов. 25.12.2019 справка о состоянии расчетов на 24.12.2019, наличии переплаты по страховым взносам поступили в личный кабинет налогоплательщика. Прохорова И.В. имела возможность для проведения совместной проверки и своевременного обращения в налоговый орган с заявлением зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов
Письменные пояснения стороны ответчика приобщены к материалам дела (л.д. 39-43).
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда России №33 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв, согласно которого возражал против удовлетворения исковых требований. ИП Прохорова И.В. являлась страхователем, зарегистрированным с 24.03.2015 по 27.12.2017 в государственном учреждении – УПФ РФ №33 по г. Москве и Московской области. Страхователи были обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ. Прохоровой И.В. 22.11.2022 было подано заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на сумму 254 673,67 руб. в ПФР, но было принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017. При рассмотрении заявления было установлено, что перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в общей сумме 254 673 руб. 67 коп. Полагал, что предусмотренный законом срок для обращения с заявлением о возврате излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Прохоровой И.В. пропущен, так как Прохорова И.В. снялась с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя 27.12.2017. Срок исковой давности необходимо исчислять с 12.01.2018, с крайней даты, когда Прохорова И.В. должна была уплатить страховые взносы. Уважительности причин пропуска сроков истцом не представлено (л.д. 66-72).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что Прохорова И.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 24.03.2015 по 27.12.2017 (л.д. 9-14). Использовала упрощенную систему налогообложения (л.д. 15).
05.10.2022 Прохоровой И.В. было отказано в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) на сумму 276 130,36 в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении трех лет со дня ее уплаты) (л.д. 16).
Согласно справке №66335 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам ИП Прохорова И.В. по состоянию на 05.12.2017, налог на доходы физических лиц составил 7 719 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 составил 2 295 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии составил 135 495 руб. 36 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 составил 11 700 руб. (л.д. 17-18).
Согласно справке №76985 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам Прохоровой И.В. по состоянию на 24.12.2019, налог на доход физического лица составил 7 719 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 составил 251,61 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 составил 276 130 руб. 36 коп. (л.д. 19-21).
Согласно справке №102124 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам Прохоровой И.В. по состоянию на 26.09.2022, имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 186 932,15 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 4 491,30 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 составили 276 130,36 руб. (л.д. 22-24).
Указанное подтверждается карточкой «Расчеты с бюджетом» (л.д. 44-48).
Истец Прохорова И.В. обращалась в МИФНС №11 по Московской области, на что ею был получен ответ о том, что ИП Прохоровой И.В. исчислены страховые взносы за периоды: с 01.01.2017 по 27.12.2017, страховые взносы на ОПС в сумме 23 148,39 коп., страховые взносы на ОМС в сумме 4 540,65 руб. Сумма страховых взносов за 2017 год составила 164, 35,37 руб. Денежные средства по квитанции от 26.12.2017 на сумму 140 635 руб. учтены в базе данных инспекции в соответствии с КБК, указанным в платежном документе – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017). Проведение процедуры уточнения указанного платежа не представляется возможным. По состоянию на 28.09.2022 по КБК «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017)» отражено положительное сальдо на сумму 276 130,36 руб., по КБК «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017)» числится недоимка на сумму страховых взносов в размере 186 932,15 руб. и пени на сумму 64 747,10 руб. По состоянию на 28.09.2022 требование об уплате №40706 от 04.07.2022 на сумму недоимки в размере 191 423,45 руб. и пени в сумме 74 604,14 руб. не исполнено (л.д. 25-34).
Из ответа МИФНС России № 11 по Московской области установлено, что за Прохоровой И.В. числится переплата в сумме 276 130,36 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017). Задолженность в сумме 163 783,76 руб. и пени в сумме 57 957,60 руб. числится по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (л.д. 78).
Решением ГУ – ГУПФ РФ №4 по г. Москве и Московской области от 24.11.2022, Прохоровой И.В. отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в связи с истечением трехгодичной давности со дня уплаты денежных средств (л.д. 75-79). 24.11.2022 Прохорова уведомлена о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств (л.д. 74).
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ №859п от 14.12.2020 принято решение о реорганизации ГУ – ГУ ПФ РФ №4 по г. Москве м Московской области путем присоединения к нему ГУ – УПФ РФ 333 по г. Москве им Московской области (л.д. 84-100).
Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являлись индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4, 5, 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в п. п. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями ч. 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 настоящего Федерального закона.
В ч.ч. 1, 2, 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с ч.ч. 12, 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В п. 2 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 №490р установлено, что отделения Пенсионного фонда Российской Федерации как администраторы доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в приложении №2 к настоящему распоряжению, осуществляют бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в территориальный орган Федерального казначейства поручений для осуществления возврата.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.12.2016 №НП-30-26/18393 разъяснено, что в случае наличия факта излишней уплаты (взыскания) плательщик страховых взносов представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, которое регистрируется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. После регистрации заявления территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет отделение Пенсионного фонда Российской Федерации. Рассмотрение и подготовку предложений по вопросам, связанным с принятием решений о возможности проведения возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также взносов, пеней и штрафов на дополнительное социальное обеспечение осуществляет комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образуемая отделением Пенсионного фонда Российской Федерации. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.10.2017, принимается отделением Пенсионного фонда Российской Федерации. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан уведомить в письменной форме плательщика страховых взносов о принятом решении о возврате или об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Согласно ст. ст. 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в ч. 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В силу п. п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В п. п. 1, 1.1, 3, 6, 7, 8, 9, 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Как разъяснено в п. п. 33, 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. №57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно п. п. 5 п. 1 ст. 21 и ст. 78 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
При проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Судом установлено, что у Прохоровой И.В. имеется переплата в сумме 276 130,36 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017), и числится задолженность в сумме 163 783,76 руб. и пени в сумме 57 957,60 руб. числится по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка, задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017).
Что касается возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанной сумме (по состоянию на 17.10.2022), суд учитывает следующее. Прохорова И.В. прекратила осуществление предпринимательской деятельности 27.12.2017 и должна была уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Прохорова И.В. уплачивала страховые взносы в фиксированном размере. Последние платежи по страховым взносам произведены Прохоровой И.В. 15.01.2018. По мнению суда, с указанных дат Прохоровой И.В. должно было стать известно об излишней уплате ею страховых взносов.
Обращение Прохоровой И.В. в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов имело место 22.11.2022, настоящий иск предъявлен 17.10.2022, т.е. за пределами трехлетнего срока со дня, когда Прохорова И.В. должна была узнать об излишней уплате страховых взносов.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных страховых взносов в установленный срок, Прохоровой И.В. не представлено.
При таких обстоятельствах суд соглашается с ходатайством стороны ответчика о применении к требованиям истца пропуска срока исковой давности, которое является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прохоровой Ирины Витальевны об обязании МИФНС России №11 по Московской области, Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №4 по г. Москве и Московской области произвести возврат денежных средств в размере 276 130,36 руб. в качестве переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 961,00 руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 17 марта 2023 года