№1-244/2018
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 24 мая 2018 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего: судьи ЯРОШЕНКО А.В.,
при секретаре ВАРТАЗАРЯН Р.Н.,
с участием государственного обвинителя ХАСБУЛАТОВОЙ Н.Я.,
подсудимого КОЛБАСИНА В.А.,
его защитника, адвоката ПАВЛОВА В.А., представившего удостоверение №939, действующего на основании ордера № 0005698 от 16.04.2018 года,
потерпевшей <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Астрахани уголовное дело в отношении
КОЛБАСИНА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, <данные изъяты>
по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
КОЛБАСИН В.А. причинил смерть по неосторожности при следующих обстоятельствах.
4.12.2017 года в период времени с 20-30 часов до 21-30 часов, находясь у <данные изъяты>, КОЛБАСИН В.А., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, действуя небрежно, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в ходе ссоры нанес удар кулаком правой руки в область лица <данные изъяты>., от которого последнего упал, ударившись затылочной частью головы о землю, получив следующие телесные повреждения:
- кровоподтек верхнего века правого глаза, не являющееся опасным для жизни, не причинившее вреда здоровью,
- перелом костей свода и основания черепа (затылочной кости), кровоизлияние под твердую мозговую оболочку левого полушария, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку правого и левого полушарий, очаги ушибов вещества головного мозга лобных и затылочных долей правого и левого полушарий, кровоизлияния в ствол мозга, кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области, составляющие комплекс закрытой черепно-мозговой травмы.
С полученными телесными повреждениями в тот же день <данные изъяты> был доставлен в ГБУЗ АО «АМОКБ», где скончался 13.12.2017 года в 16-30 часов от отека головного мозга, развившегося в результате названной закрытой черепно-мозговой травмы.
В судебном заседании подсудимый КОЛБАСИН В.А. вину в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации, обвинение в котором ему было предъявлено органом предварительного следствия, признал частично.
В ходе судебного разбирательства были исследованы материалы дела, показания свидетелей, выслушаны подсудимый, потерпевшая, свидетели, а также речи государственного обвинителя и защитника.
Так, из показаний подсудимого КОЛБАСИНА В.А. явствует, что с <данные изъяты> он был знаком на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших смерти последнего, и поддерживал приятельские отношения. Совместно названные лица подрабатывали оказанием услуг в сфере избавления населения от грызунов и насекомых. В вечернее время 4.12.2017 года они встретились в районе <данные изъяты>, поскольку намеревались в ночное время того же дня выполнить указанную работу по найму. <данные изъяты> уже пребывал в алкогольном опьянении и предложил КОЛБАСИНУ В.А. употребить еще спиртного, поскольку время для этого у них имелось, на что последний согласился. После распития спиртного на улице неподалеку от <данные изъяты> примерно в 21 час они направились к дому <данные изъяты>., пребывающего уже в значительной степени алкогольного опьянения, для того, чтобы взять необходимое им в работе оборудование. В пути следования потерпевший начал оскорблять их общую знакомую, что не понравилось подсудимому, который всячески пытался его успокоить, просил прекратить оскорбления. Около моста, расположенного у <данные изъяты>, они остановились, КОЛБАСИН В.А. пытался закурить сигарету. <данные изъяты>., продолжая оскорблять указанную знакомую, стоял лицом к подсудимому. Поняв, что иными способами потерпевшего не успокоить, подсудимый ударил его кулаком правой руки в область лица. От этого удара <данные изъяты>. упал навзничь на спину и ударился головой о землю. После падения потерпевший не поднялся, подсудимому показалось, что последний потерял сознание, в связи с чем, он наклонился к потерпевшему, похлопал его по щекам, после чего тот открыл глаза. При этом никаких слов <данные изъяты>. не произносил, не двигался, только открывал и закрывал глаза и рот. Такое поведение <данные изъяты> не поднявшегося после падения, показалось КОЛБАСИНУ В.А. странным, в связи с чем, он принял решение вызвать скорую помощь. В связи с тем, что телефона ни у него, ни у <данные изъяты> карманы которого он проверил, не оказалось, он обратился к проходящей мимо девушке с просьбой вызвать бригаду медицинской помощи, что она и сделала. После падения потерпевшего и до его госпитализации бригадой скорой помощи КОЛБАСИН В.А. его с места не передвигал, ударов ему больше не наносил, только слегка приподнял голову и подложил под нее шапку. При этом голова <данные изъяты> об землю не ударялась.
Аналогичные сведения относительно нанесения 4.12.2017 года примерно в 21 час КОЛБАСИНЫМ В.А. <данные изъяты> удара кулаком в лицо, от чего последний упал землю, изложены подсудимым в явке с повинной, данной 8.12.2017 года после разъяснения положений ст. 51 Конституции Российской Федерации, а также в протоколе указанной явки с повинной (том 1 л.д.31,32).
Допрошенная в суде свидетель <данные изъяты> показала, что в один из дней декабря 2017 года около 21 часа возвращалась домой по <данные изъяты>. В районе моста увидела на земле <данные изъяты>., лежащего без сознания на спине. Подойдя к нему ближе, свидетель увидела темное пятно в районе его головы, что ее смутило. В это время к ней подошел КОЛБАСИН В.А., попросивший вызвать бригаду скорой помощи для оказания <данные изъяты> медицинской помощи. Свидетель согласилась и направилась по месту жительства своей сестры <данные изъяты> поскольку телефона с собой у нее не было. Вызвав бригаду, она вернулась к <данные изъяты>. Бригаду скорой помощи она ожидала совместно с подсудимым, а также к ним присоединилась ее сестра <данные изъяты>. При этом КОЛБАСИН В.А. пытался привести потерпевшего в сознание, но никаких ударов ему не наносил.
Допрошенная в суде свидетель <данные изъяты>., подтвердившая также свои показания, данные в ходе предварительного следствия (том 1 л.д.178-180), подтвердила, что с помощью ее телефона 4.12.2017 года <данные изъяты>. ее сестрой <данные изъяты> была вызвана скорая медицинская помощь. Также показала, что после вызова бригады врачей она тоже пошла на место, указанное ее сестрой, где увидела лежащего на земле на спине потерпевшего, который не двигался, только издавал нечленораздельные звуки. Рядом с ним находился также подсудимый. Прибывшей бригадой скорой помощи <данные изъяты> был госпитализирован в больницу.
Как явствует из показаний свидетеля <данные изъяты>., являющегося врачом ГБУЗ АО «ЦМК и СМП», выезжавшего в составе бригады скорой помощи 4.12.2017 года для оказания медицинской помощи <данные изъяты>., во время приезда врачей последний лежал на земле на улице без сознания. При осмотре у потерпевшего была обнаружена рана в затылочной части головы. В связи с тяжелым состоянием здоровья <данные изъяты>. был срочно госпитализирован.
Таким образом, показания подсудимого КОЛБАСИНА В.А. в той их части, что после нанесенного им в область лица <данные изъяты> удара последний упал на спину, ударившись головой о землю, и более не поднимался, подтверждаются вышеприведенными показаниями свидетелей <данные изъяты> и <данные изъяты> также наблюдавших потерпевшего лежащим на спине, не предпринимавшим попыток подняться.
Как следует из заключения №3456 от 12.01.2018 года медицинской судебной экспертизы трупа <данные изъяты> (том 1 л.д.100-107), смерть последнего наступила 13.12.2017 года в 16-30 часов от отека головного мозга в результате закрытой черепно-мозговой травмы с переломом костей свода и основания черепа (затылочной кости), кровоизлиянием под твердую мозговую оболочку левого полушария, кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку правого и левого полушарий, очагами ушибов вещества головного мозга лобных и затылочных долей правого и левого полушарий, кровоизлияниями в ствол мозга, кровоизлиянием в мягкие ткани затылочной области.
Названная закрытая черепно-мозговая травма образовалась прижизненно, является опасной для жизни и расценивается по этому признаку как тяжкий вред здоровью. Наиболее вероятная давность ее образования около 10 суток ко времени наступления смерти.
При этом характер и расположение перелома костей свода черепа, расположение кровоизлияния в мягких тканях головы, расположение зон ушибов вещества головного мозга могут указывать на инерционный механизм образования закрытой черепно-мозговой травмы в результате ударно-травматического воздействия головы о твердый тупой предмет. Не исключается ее образование в результате падения <данные изъяты>. из положения стоя или близкого к нему с дальнейшим соударением задней частью головы о твердый тупой предмет.
Как указано в названном заключении, образование данных телесных повреждений, как правило, сопровождается нарушением сознания в течение определенного промежутка времени, что исключает возможность самостоятельного совершения целенаправленных действий после получения данного комплекса черепно-мозговой травмы.
Кроме того, при исследовании трупа <данные изъяты> у него обнаружено телесное повреждение в виде кровоподтека верхнего века правого глаза, которое причинено прижизненно в результате воздействия тупого твердого предмета, не состоит в причинной связи с наступлением смерти, не является опасным для жизни, расстройства здоровью не влечет. Давность его образования – около 8-12 суток ко времени наступления смерти.
Допрошенный в суде эксперт <данные изъяты> проводивший названную экспертизу, показал, что в рассматриваемом случае имеет место инерционный механизм образования закрытой черепно-мозговой травмы, то есть именно голова <данные изъяты>. двигалась по отношению к твердому тупому предмету, а не данный предмет двигался по отношению к ней. Зоной приложения силы травмирующего предмета является затылочная область головы. В этой связи наиболее вероятным является образование данного комплекса черепно-мозговой травмы при падении <данные изъяты>. из положения стоя с последующим ударением о землю затылочной областью головы. Не исключается падение <данные изъяты>. на землю в данном случае в результате нанесения ему удара в область правого глаза.
Таким образом, показания подсудимого КОЛБАСИНА В.А. о нанесении им одного удара в область лица <данные изъяты>., от которого последний упал на землю на спину, ударившись головой, а после потерял сознание, полностью согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы и показаниями эксперта <данные изъяты>. о механизме образования закрытой черепно-мозговой травмы у <данные изъяты> в результате которой развился отек головного мозга, приведший к смерти последнего.
Допрошенная в суде потерпевшая <данные изъяты> являющаяся сводной сестрой <данные изъяты> показала, что погибший состоял с подсудимым в приятельских отношениях. Охарактеризовала <данные изъяты>. в состоянии алкогольного опьянения как агрессивного, задиристого человека.
Аналогичным образом охарактеризован <данные изъяты> чьи показания были оглашены с согласия сторон (том 1 л.д.193-198).
Помимо вышеприведенных доказательств виновность КОЛБАСИНА В.А. в причинении по неосторожности смерти <данные изъяты>. подтверждается содержанием протокола осмотра места происшествия от 5.12.2017 года, в ходе которого осмотрен участок местности у <данные изъяты> (том 1 л.д.4-7,8-9), на котором подсудимым нанесен удар потерпевшему <данные изъяты>
Органом предварительного следствия вышеуказанные действия КОЛБАСИНА В.А. квалифицированы по ч.4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
В ходе прений сторон государственный обвинитель ХАСБУЛАТОВА Н.Я. просила переквалифицировать действия подсудимого с ч.4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации на ч.1 ст.109 Уголовного кодекса Российской Федерации как причинение смерти по неосторожности.
Суд соглашается с мнением государственного обвинителя по следующим основаниям.
Исходя из диспозиции ч. 4 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации, для обвинения КОЛБАСИНА В.А. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью <данные изъяты>, повлекшем по неосторожности смерть последнего, необходимо установить, что виновный, совершая вышеуказанные действия, имел умысел на причинение именно тяжкого вреда здоровью потерпевшего, то есть предвидел такое последствие своих действий и желал, либо сознательно допускал его наступление.
Однако, установленные судом на основании исследования вышеприведенных доказательств обстоятельства свидетельствуют о том, что в умысел КОЛБАСИНА В.А. при нанесении удара <данные изъяты>. в область лица, не входило причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Этот удар сам по себе не причинил вреда его здоровью. Тяжкие же телесные повреждения, приведшие в итоге к смерти <данные изъяты> были получены им в результате падения и ударения затылочной областью головы о землю.
КОЛБАСИН В.А. не предвидел возможности причинения <данные изъяты> черепно-мозговой травмы и смерти, однако, при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть падение потерпевшего, которое могло повлечь вред его здоровью, в том числе, и опасный для жизни, а также наступление смерти. Таким образом, при нанесении удара потерпевшему подсудимый действовал неосторожно.
После нанесения данного удара в область лица никаких других действий, направленных на причинение <данные изъяты>. телесных повреждений, КОЛБАСИН В.А. не совершал. Данные обстоятельства следуют не только из показаний подсудимого и допрошенных по делу свидетелей, но и из заключения судебно-медицинской экспертизы трупа <данные изъяты>
При таких всех вышеприведенных обстоятельствах суд квалифицирует действия КОЛБАСИНА В.А. по ч.1 ст.109 Уголовного кодекса Российской Федерации как причинение смерти по неосторожности.
В судебном заседании изучалась личность подсудимого, а также причины и условия, способствовавшие совершению им преступления.
Как следует из материалов уголовного дела, подсудимый КОЛБАСИН В.А. <данные изъяты>
При решении вопроса о виде и мере наказания за совершенное КОЛБАСИНЫМ В.А. преступление, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, конкретные обстоятельства дела, данные о личности виновного, в том числе, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств в соответствии со ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации суд учитывает полное признание КОЛБАСИНЫМ В.А. своей вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, данную в ходе предварительного следствия.
Отягчающим наказание обстоятельством в соответствии с ч.1.1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность КОЛБАСИНА В.А., суд признает совершение им преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.
Иных отягчающих наказание обстоятельств суд по делу не усматривает.
При таких обстоятельствах с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, положений ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации о недопустимости назначения наказания в виде лишения свободы лицу, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, а также данных о личности подсудимого суд полагает, что исправление КОЛБАСИНА В.А. и достижение иных целей наказания в данном случае возможно без изоляции подсудимого от общества и может быть достигнуто посредством назначения ему наказания в виде ограничения свободы.
В срок отбытия осужденным назначенного наказания надлежит зачесть время содержания его под стражей в период с 10.12.2017 года по 24.05.2018 года из расчета 2 дня ограничения свободы за 1 день содержания под стражей до судебного разбирательства, в соответствии с ч.3 ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 311 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации КОЛБАСИН В.А. подлежит немедленному освобождению из-под стражи.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вещественные доказательства по делу в виде пары носков, пары ботинок, толстовки, шапки, футболки, рубашки, куртки, принадлежащих <данные изъяты> хранящиеся в КХВД СО по <адрес> СУ СК России по <адрес>, надлежит возвратить по принадлежности потерпевшей <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 304, 308, 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
КОЛБАСИНА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде 1 года 10 месяцев ограничения свободы, возложив на него следующие ограничения:
в период указанного срока не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы;
не выезжать за пределы муниципального образования «<данные изъяты>»;
обязать являться в указанный специализированный государственный орган 1 раз в месяц для регистрации.
В соответствии с ч.3 ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации в срок отбытия КОЛБАСИНЫМ В.А. назначенного наказания зачесть время содержания его под стражей в период с 10.12.2017 года по 24.05.2018 года из расчета 2 дня ограничения свободы за 1 день содержания под стражей.
Меру пресечения в отношении КОЛБАСИНА В.А. в виде заключения под стражу немедленно отменить, освободить его из-под стражи в зале суда.
Вещественные доказательства в виде пары носков, пары ботинок, толстовки, шапки, футболки, рубашки, куртки, принадлежащих <данные изъяты> хранящиеся в КХВД СО по <адрес> СУ СК России по <адрес>, возвратить по принадлежности потерпевшей <данные изъяты>
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденным он вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также вправе пригласить защитника по своему выбору или ходатайствовать о назначении ему защитника судом при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате на компьютере.
Председательствующий А.В. ЯРОШЕНКО