Дело № 2-159/2023
УИД: 86RS0021-01-2023-000066-48
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Югорск 19 мая 2023 года
Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н.,
при секретаре Харитоновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-159/2023 по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Гончаровой Евгении Петровне, Гончарову Андрею Юрьевичу о прекращении права собственности на оружие,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре в лице представителя по доверенности ФИО5, обратилось в суд с иском к ФИО10 о прекращении права собственности на гражданское охотничье огнестрельное оружие.
Требования мотивированы тем, что на складе ФКУ «ЦХиСО УМВД России по ХМАО-Югре» находится гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-58МАЕ, калибр 12, №, гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-27ЕМ, калибр 12, №, изъятое в связи со смертью ФИО1, которое находилось у последнего на праве хранения и ношения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное оружие после смерти ФИО1 изъято у ФИО10 и помещено на временное хранение на склад ФКУ «ЦХиСО УМВД России по ХМАО-Югре», до принятия наследственного имущества. Однако наследниками не предпринято действий, направленных на оформление разрешительного документа на оружие, а также направленных на отчуждение оружия в установленном законом порядке. Ссылаясь на ст. 238 ГК РФ, ст. 28 ФЗ «Об оружии», просило прекратить право собственности наследников имущества ФИО1 на указанное оружие, обратить его в государственную собственность.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащими - на Гончарову Е.П., Гончарова А.Ю.
В судебное заседание представитель истца ФИО5 не явился, будучи извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Гончарова Е.П., Гончаров А.Ю. в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, об отложении дела слушанием.
Судебная повестка, направленная в адрес ответчиков Гончаровой Е.П., Гончарова А.Ю. по месту его жительства, возвращена в суд без вручения в связи с неудачной попыткой вручения, истечением срока хранения.
Лицо считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. При этом неявка ответчика в почтовое (телеграфное) отделение за получением заказной корреспонденции на его имя является выражением воли последнего и свидетельствует об уклонении от извещения о времени и месте рассмотрения дела в суде, соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ извещение считается доставленным адресату.
С учетом изложенного, учитывая положения ст.ст. 117, 118 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчики Гончарова Е.П., Гончаров А.Ю. о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, письменных ходатайств об отложении заявления слушанием с приложением документов, свидетельствующих об уважительности неявки в судебное заседание, не подавали.
В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся владельцем огнестрельного оружия: огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия ИЖ-27ЕМ, калибр 12, № (разрешение на хранение и ношение РОХа №, на срок до ДД.ММ.ГГГГ), огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-58МАЕ, калибр 12 № № (разрешение на хранение и ношение РОХа №, на срок до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ участковыми уполномоченными полиции ОМВД России по <адрес> указанные две единицы оружия были изъяты, в настоящее время они находятся на хранении на складе ФКУ «ЦХиСО УМВД России по ХМАО – Югре».
Из ответа нотариуса нотариального округа <адрес> и <адрес> ХМАО-Югры ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследниками умершего ФИО1 по закону являются его сын Гончаров А.Ю. и мать Горнчарова Е.П. (ответчики). Наследникам выданы свидетельства о праве на наследство ( по ? в праве).
Спорные единицы оружия включены в состав наследственного имущества.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статьи 235 ГК РФ).
В силу статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Как отмечено выше, оружие, принадлежащее ФИО1, изъято ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени никто из собственников оружия, включая наследников, в отделение лицензионно-разрешительной работы (по <адрес>, Кондинскому и <адрес>м) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по ХМАО – Югре в целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятия решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке) не обращался, до настоящего времени судьба оружия не определена.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как установлено статьей 5 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) оборот оружия на территории Российской Федерации ограничен.
Как следует из положений ст. 27 Закона об оружии, оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел, до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Владение оружием предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Законом об оружии, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Как следует из текста искового заявления, наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона об оружии должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
На основании п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Как отмечено выше, изъятое оружие хранится без надлежащего ухода в течение длительного времени, какие-либо меры, направленные на получение соответствующего разрешения на хранение и ношение оружия, а равно на его отчуждение собственниками не предпринимаются, заинтересованность в сохранении своего имущества у собственников отсутствует, при этом доказательств того, что в настоящее время оружие технически пригодно к эксплуатации, в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд считает, что исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО – Югре подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Гончаровой Евгении Петровне, Гончарову Андрею Юрьевичу удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, с/з Искра, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Гончаровой Евгении Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Гончарова Андрея Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-27ЕМ, калибр 12, №, на гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие ИЖ-58МАЕ, калибр 12, № №.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы, через Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ответчиком - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято судом 25 мая 2023 года.
Верно.
Судья Югорского районного суда В.Н. Колобаев
Секретарь суда ФИО9
Подлинный документ находится
в Югорском районном суде ХМАО – Югры
в деле №
УИД: 86RS0№-48
Секретарь суда __________________