Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1222/2023 от 04.10.2023

Дело № 2-1222/2023

УИД 51RS0<номер>-37

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 26 октября 2023 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Кузьмич Н.В.,

при секретаре Лукановой Ю.В.,

с участием помощника прокурора города Кандалакши Мамаковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Александровой Е.С. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,

третьи лица – ГОБУЗ «Оленегорская центральная городская больница», ГОБУЗ «Кандалакшская центральная районная больница»,

установил:

Прокурор города Оленегорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Александровой Е.С. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки установлено, что Александрова Е.С. отбывала наказание в виде лишения свободы и с 24.03.2022 ей произведена замена наказания с лишения свободы на принудительные работы. В настоящее время Александрова Е.С. отбывает наказание в виде обязательных работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес>). Находясь в местах лишения свободы, ответчик мог контактировать с больными туберкулезом. Согласно Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 № 124н, установлены сроки прохождения профилактических медицинских осмотров для лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения. По данным ГОБУЗ «Оленегорская ЦРБ», Александрова Е.С. со дня освобождения из мест лишения свободы не проходила профилактический медицинский осмотр с установленной законом периодичностью. Уклонение от прохождения профилактического обследования, влечет за собой риск несвоевременного выявления заболевания, переход в активную и заразную форму заболевания, создает угрозу жизни и здоровью других граждан. Уклоняясь от прохождения профилактического обследования, Александрова Е.С. ставит под угрозу как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих его граждан, тем самым ущемляет их конституционные права.

Прокурор г. Оленегорска просит возложить на Александрову Е.С. обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Мамакова Е.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Александрова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.53,55), о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении дела, мнение по иску не представила.

Представители третьих лиц ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», ГОБУЗ «Оленегорская ЦГБ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвовали, мнение по иску не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц.

Суд, выслушав помощника прокурора г. Кандалакши Мамакову Е.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В силу части 2 статьи 27 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 Закона № 323-ФЗ граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 части 2 статьи 46 Закона № 323-ФЗ гласит, что одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.

В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» туберкулез определен как инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза.

Туберкулез относится к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.

В силу пункта 2 утвержденного Порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.

Согласно подпункту «г» пункта 8 профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста: взрослые - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).

Приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н установлены сроки прохождения профилактических медицинских осмотров для лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей – 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.

В соответствии с пунктом 809 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения

Как следует из справки Кандалакшского ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области Александрова Е.С. была осуждена к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в колонии поселении, наказание заменено на принудительные работы сроком 2 года 4 месяцев 8 дней, начало срока - <дата>, конец срока - <дата>.

По сведениям МО МВД России «Оленегорский» Александрова Е.С., <дата> г.р., зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>, имеет регистрацию по месту жительства: <адрес>.

Согласно справке ГОБУЗ «Оленегорская ЦГБ» от 25.08.2023 Александрова Е.С. не проходила профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза и флюорографическое исследования.

По сведениям ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» от 20.10.2023, ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Кандалакша» от 19.10.2023 сведений о прохождении Александровой Е.С., <дата> г.р., профилактического осмотра (ФЛЮ) не зарегистрировано.

Оценивая в совокупности представленные доказательства и установленные обстоятельства, а также тот факт, что уклонение Александровой Е.С. от прохождения профилактического обследования ставит под угрозу как ее личное здоровье, так и здоровье окружающих ее граждан, а также ущемляет права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, суд находит требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза подлежащим удовлетворению.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░: <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         ░.░. ░░░░░░░

2-1222/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура г. Оленегорска
Ответчики
Александрова Елена Сергеевна
Другие
ГОБУЗ "Кандалакшская ЦРБ"
ГОБУЗ "Оленегорская ЦГБ"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Кузьмич Н.В.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее