Дело № 2-1222/2023
УИД 51RS0<номер>-37
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 26 октября 2023 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием помощника прокурора города Кандалакши Мамаковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Александровой Е.С. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
третьи лица – ГОБУЗ «Оленегорская центральная городская больница», ГОБУЗ «Кандалакшская центральная районная больница»,
установил:
Прокурор города Оленегорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Александровой Е.С. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки установлено, что Александрова Е.С. отбывала наказание в виде лишения свободы и с 24.03.2022 ей произведена замена наказания с лишения свободы на принудительные работы. В настоящее время Александрова Е.С. отбывает наказание в виде обязательных работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес>). Находясь в местах лишения свободы, ответчик мог контактировать с больными туберкулезом. Согласно Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения России от 21.03.2017 № 124н, установлены сроки прохождения профилактических медицинских осмотров для лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения. По данным ГОБУЗ «Оленегорская ЦРБ», Александрова Е.С. со дня освобождения из мест лишения свободы не проходила профилактический медицинский осмотр с установленной законом периодичностью. Уклонение от прохождения профилактического обследования, влечет за собой риск несвоевременного выявления заболевания, переход в активную и заразную форму заболевания, создает угрозу жизни и здоровью других граждан. Уклоняясь от прохождения профилактического обследования, Александрова Е.С. ставит под угрозу как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих его граждан, тем самым ущемляет их конституционные права.
Прокурор г. Оленегорска просит возложить на Александрову Е.С. обязанность пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Мамакова Е.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Александрова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д.53,55), о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении дела, мнение по иску не представила.
Представители третьих лиц ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», ГОБУЗ «Оленегорская ЦГБ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не участвовали, мнение по иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора г. Кандалакши Мамакову Е.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В силу части 2 статьи 27 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 Закона № 323-ФЗ граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 12 Закона № 323-ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 части 2 статьи 46 Закона № 323-ФЗ гласит, что одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» туберкулез определен как инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза.
Туберкулез относится к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
В силу пункта 2 утвержденного Порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Согласно подпункту «г» пункта 8 профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста: взрослые - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Приложением к порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н установлены сроки прохождения профилактических медицинских осмотров для лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей – 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
В соответствии с пунктом 809 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения
Как следует из справки Кандалакшского ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Мурманской области Александрова Е.С. была осуждена к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в колонии поселении, наказание заменено на принудительные работы сроком 2 года 4 месяцев 8 дней, начало срока - <дата>, конец срока - <дата>.
По сведениям МО МВД России «Оленегорский» Александрова Е.С., <дата> г.р., зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>, имеет регистрацию по месту жительства: <адрес>.
Согласно справке ГОБУЗ «Оленегорская ЦГБ» от 25.08.2023 Александрова Е.С. не проходила профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза и флюорографическое исследования.
По сведениям ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» от 20.10.2023, ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Кандалакша» от 19.10.2023 сведений о прохождении Александровой Е.С., <дата> г.р., профилактического осмотра (ФЛЮ) не зарегистрировано.
Оценивая в совокупности представленные доказательства и установленные обстоятельства, а также тот факт, что уклонение Александровой Е.С. от прохождения профилактического обследования ставит под угрозу как ее личное здоровье, так и здоровье окружающих ее граждан, а также ущемляет права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, суд находит требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по прохождению профилактического медицинского осмотра в целях выявления туберкулеза подлежащим удовлетворению.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░: <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░