Дело № 21-124/2023
Судья: Иванов О.В.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
6 апреля 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Пономарёва Николая Яковлевича на определение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2023 года о возвращении жалобы на постановление заместителя прокурора Красночетайского района Чувашской Республики от 22 января 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСН «Родник» Пономарёва Н.Я.
установил:
Пономарёв Н.Я. обратился в Ядринский районный суд Чувашской Республики с жалобой на постановление заместителя прокурора Красночетайского района Чувашской Республики от 22 января 2018 года о возбуждении в отношении председателя ТСН «Родник» Пономарёва Н.Я. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2023 года жалоба Пономарёва Н.Я. возвращена заявителю без рассмотрения со ссылкой на то, что самостоятельному обжалованию постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке главы 30 Кодекса РФ об административном правонарушении не подлежит.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Пономарёв Н.Я. просит отменить определение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2023 года, дело направить на новое рассмотрение в ином составе судей.
В судебное заседание Пономарёв Н.Я., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, статьей 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения постановления прокурора о возбуждении дела уполномоченным органом выносится постановление (решение) о привлечении лица к административной ответственности либо о прекращении производства по делу (об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности), которые и подлежат обжалованию, как акт административного органа, затрагивающий права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности лица.
Исходя из положений статей 28.2 и 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, направленных на формирование доказательственной базы по делу об административном правонарушении.
Статьей 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях право на обжалование гарантируется в отношении итоговых процессуальных решений - постановления по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 2846-О).
Возвращая жалобу заявителю, судья исходил из того, что возможность обжалования принятых по делу процессуальных актов предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лишь в отношении постановления по делу об административном правонарушении либо определений, которые препятствуют дальнейшему движению дела. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность непосредственного оспаривания по правилам главы 30 КоАП РФ иных актов, вынесенных в рамках дела об административном правонарушении, в том числе постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Данный вывод соответствует материалам и требованиям закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации, не предполагает возможность выбора гражданином по своему усмотрению конкретных форм и способов такой защиты, которые устанавливаются федеральным законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе осуществлять процессуальные действия в рамках защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в определенном порядке.
Отсутствие возможности обжаловать постановление о возбуждении производства об административном правонарушении не нарушает конституционные права и свободы граждан, так как в КоАП РФ закреплено право обжалования решений и постановлений, вынесенных по делу об административном правонарушении. При этом судьи и должностные лица проверяют дело в полном объеме, в том числе законность его возбуждения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 245-О-).
Определение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 27 февраля 2023 года является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.
Также следует отметить, что в жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, приводятся доводы о несогласии с оспариваемым постановлением заместителя прокурора Красночетайского района от 22 января 2018 года, при этом основания, по которым заявитель полагает принятое определение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики не соответствующим требованиям действующего административного законодательства, в жалобе не приведено.
Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемого определения судьи районного суда, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 7.13 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░