Дело № 2-3648/2023
УИД: 26RS0029-01-2023-005744-95
Решение
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.,
при помощнике судьи Какаулине А.А.,
с участием:
помощника прокурора г.Пятигорска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурор г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к ТСЖ «Заря» об обязании устранить нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях управляющими организациями и товариществами собственников жилья,
установил:
Прокурор г.Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска обратился в суд с иском к ТСЖ «Заря» об обязании устранить нарушения правил и норма технической эксплуатации жилищного фонда в зимних условиях, в обоснование которого указано, что Прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка соблюдения ТСЖ «Заря» (ОГРН 1042600202413, ИНН 2632072902), требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно- коммунального хозяйства, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от13.08.2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Истец основывает свои требования на ст.ст. 135, 138, 148, 161 ЖК РФ, пп. «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, пп 1.1, п. 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, п. 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"
Как указывает истец, ТСЖ «Заря» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 15.07.2004(ОГРН 1042600202413, ИНН 2632072902) и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: ул.Московская, д.32а, г.Пятигорска.
В нарушение ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, 2.6.10 Правил №170, п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 до конца мая 2023 года ТСЖ «Заря» план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в администрацию города Пятигорска.
Как указывает истец Прокуратурой города 01.06.2023 в адрес ТСЖ «Заря» внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. По состоянию на 29.06.2023 ТСЖ «Заря» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены.
Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, который не ограничивается только собственниками жилых помещений многоквартирного дома, в связи с тем, что проживать в жилых помещениях МКД могут как собственники, так и лица зарегистрированные в данных жилых помещениях, а также лица, проживающие по договорам найма или без такового, которые могут быть как совершеннолетними, так и несовершеннолетними, а так же граждане Российской Федерации или любого другого государства, прибывающие в Российской Федерации, определить круг лиц невозможно, в связи с чем защита прав граждан на соблюдение жилищного законодательства данной категории лиц подлежит прокурором.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие ТСЖ «Заря», выразившееся в не разработке не предоставлении в администрацию города Пятигорска плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях; обязать ТСЖ «Заря» устранить нарушения требований законодательства РФ: ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, 2.6.10 Правил № 170, п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 - разработать план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях и представить его в администрацию города Пятигорска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г.Пятигорска ФИО3 исковые требования поддержала, указала, что до настоящего времени ответчиком нарушения не устранены.
Представитель ответчика ТСЖ «Заря» председатель ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о его времени и месте, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения процессуального истца, суд полагал возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка соблюдения ТСЖ «Заря» (ОГРН 1042600202413, ИНН 2632072902), требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, ТСЖ «Заря» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 15.07.2004 (ОГРН 1042600202413, ИНН 2632072902) и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: ул. Московская, д.32А, г.Пятигорска.
В ходе проверки получены объяснения Главного специалиста Управления городского хозяйства, транспорта и связи Администрации г.Пятигорска Стародубцева Д.С., согласно которым в нарушение ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, 2.6.10 Правил № 170, п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 до 31 мая 2023 года, в частности, ТСЖ «Заря» план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в Администрацию города Пятигорска.
Согласно ст. 12 ГК защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в целях предупреждения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Как определено частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статья 138 устанавливает перечень обязанностей товарищества собственников жилья.
Товарищество собственников жилья обязано:
1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;
4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами;
9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса;
10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Пунктами 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Вместе с тем, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и поддержанию его в состоянии, исключающем возможность причинения вреда иным лицам прямо возлагается законом на управляющую организацию, в данном случае на ТСЖ.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку этого имущества к сезонной эксплуатации (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 года (далее - Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1 Правил).
Пунктом 2.6.3 Правил предусмотрено, что работы по подготовке к эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме должны быть завершены до 01 сентября.
Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления (пункт 2.6.9 Правил), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт 2.6.10 Правил).
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей (п. 2.6.3 Правил эксплуатации жилищного фонда).
Собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию составляется план-график подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях, который утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период (п. 2.6.4 Правил эксплуатации жилищного фонда).
При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года (п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115).
Ответчик как лицо, ответственное за содержание и обслуживание жилого дома, обязано соблюдать требования Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
Однако на момент рассмотрения настоящего дела по существу ТСЖ «Заря» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены, план-график подготовки многоквартирного дома по адресу: ул.Транзитная, д.2, к.В г.Пятигорска и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в Администрацию г.Пятигорска. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
С учётом приведённых обстоятельств, суд считает заявленные исковые требования прокурора г.Пятигорска в защиту интересов неопределённого круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорска к ТСЖ «Заря» подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры- по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён в полном объеме, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
По настоящему делу спор заявлен к ТСЖ «Заря», не освобожденному от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета города-курорта Пятигорска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ТСЖ «Заря» ОГРН 1042600202413, выразившееся в не разработке и не предоставлении в Администрацию города Пятигорска плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях.
Обязать ТСЖ «Заря» устранить нарушения требований законодательства РФ ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, 2.6.10 Правил № 170, п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 разработать план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях и предоставить его в администрацию города Пятигорска в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСЖ «Заря» в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течении месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.В.Степаненко