.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12 » января 2023 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Н.И.Шигановой,
при секретаре Кудиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-421/2023 (УИД <№>) по исковому заявлению Оганнисян С. С. к ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Оганнисян С.С. обратилась в суд с иском к ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении в страховой стаж периодов работы на заводе «С.» с <Дата> по <Дата>, периодов ухода за детьми <Дата> рождения и <Дата> рождения, принять к исчислению среднемесячного заработка справку о заработной плате с 1980 по 1986 с учетом всех пособий по болезни, назначить и выплатить страховую пенсию по старости с 08.08.2022.
В обоснование исковых требований Оганнисян С.С. указала, что 08 августа 2022 года обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением от 05.10.2022 года <№> Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области отказано в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 62 года ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Как следует из решения, у истца отсутствует страховой стаж и требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
В страховой стаж не учли периоды ухода за детьми <Дата> г.р., <Дата> г.р., а также период обучения в СПТУ <№> г. Абовяна АРМ.ССР с <Дата> по <Дата>, так как отсутствуют сведения о периодах работы, предшествующих или следующих за периодами ухода и учебы.
Кроме того не приняли справку о работе от 23.08.2022 <№> и справку о заработной плате от 23.08.2022 <№>, мотивируя это тем, что справка предоставлена лично, а не поступила на запрос Отделения.
С решением Управления об отказе не согласна, так как считает, что неправильно применены нормы материального права, а также не все обстоятельства и документы, имеющие значение исследованы при вынесении решения об отказе. Пенсионный возраста наступил в 2015 году (55 лет) требуемый стаж составляет 6 лет и требуемая величина ИПК - 6,6.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 01.01.2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 участником которого является в том числе Российская Федерация и Республика Армения.
При установлении пенсии в соответствии с Соглашением от 20.12.2019 периоды стажа, приобретенные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для назначения пенсии представлена справка о работе, выданная Национальным Архивом Армении от 3.08.2022 <№> и справка о заработной плате от 23.08.2022 <№>, а также Архивная справка от 23.08.2022 <№> с расшифровкой сумм указанных в справке о заработной плате.
В соответствии с требованиями пункта 59 Правил № 1015 представленные справки содержат все необходимые реквизиты: фамилия имя и отчество, дата рождения <Дата>; место работы завод «С.»; период работы с <Дата> по <Дата>; должности, в том числе с учетом всех внутренних переводов; основания выдачи приказы, лицевые счета.
Справка о заработной плате также содержит все необходимые реквизиты, указана валюта в которой выплачивалась заработная плата, основание выдачи справки, сведения об отчислениях в фонд социального страхования.
Документы либо обстоятельства, опровергающие достоверность представленных справок Отделением не представлены.
При наличии страхового стажа в силу части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет <Дата> г.р. и <Дата> г.р. могут быть включены в страховой стаж.
С учетом периода работы с <Дата> по <Дата> (10 лет 8 мес.) страховой стаж составит 10 лет 8 мес.
Поскольку у истца двое детей, за периоды ухода за детьми величина (НПi), составит 8,1 (2,7 за первого ребенка и 5,4 за второго ребенка), что также достаточно для назначения пенсии.
Поскольку все условия необходимые для назначения пенсии выполняются истец считает, что имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьёй 8 Закона № 400-ФЗ с даты обращения 08.08.2022 года.
В судебное заседание Оганнисян С.С. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении исковых требований в свое отсутствие, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Самарской области Золина И.И. с исковыми требованиями Оганнисян С.С. не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с 08 августа 2022 года Оганнисян С.С. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением от 05.10.2022 года <№> Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области отказано в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 62 года ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Как следует из решения, у истицы отсутствует страховой стаж и требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Согласно решения, с 01.01.2019 в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 400–ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Вместе с тем переходными положениями, закрепленными статьей 35 Закона № 400-ФЗ (части 1-3), предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно указанным переходным положениям продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2022 году — год выхода на пенсию составит не менее 13 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 23,4.
В страховой стаж Оганнисян С.С. не учтены периоды ухода за детьми <Дата> рождения, <Дата> рождения, а также период обучения в СПТУ <№> г.Абовяна АРМ.ССР с <Дата> по <Дата>, так как отсутствуют сведения о периодах работы, предшествующих или следующих за периодами ухода и учебы.
Так же ответчиком не принята справку о работе от 23.08.2022 <№> и справку о заработной плате от 23.08.2022 <№>.
Оганнисян С.С. не согласилась с решением, принятым ответчиком.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 400–ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Статьей 35 Закона № 400-ФЗ, предусмотрены переходные положения о требовании страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Частями 1-2 статьи 35 Закона № 400-ФЗ предусмотрено что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно указанным переходным положениям продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году - год выхода на пенсию для женщин, достигших пенсионный возраст 55 лет, составит 6 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 (в редакции действующей до 01.01.2019 г.).
В связи с вышеизложенным, поскольку пенсионный возраста наступил в 2015 году (55 лет) требуемый стаж составляет 6 лет и требуемая величина ИПК - 6,6.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 01.01.2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 участником которого является в том числе Российская Федерация и Республика Армения.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу Соглашения от 20.12.2019.
Согласно статье 12 Соглашения от 20.12.2019 г. за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 (далее – Соглашение от 13.03.1992).
При установлении пенсии в соответствии с Соглашением от 20.12.2019 периоды стажа, приобретенные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Республика Армения являлась участником международного Соглашения «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992.
Пенсионное обеспечение граждан, имеющих периоды работы на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 и членов их семей также осуществлялось по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1).
Для установления права на пенсию, гражданам государств - участников Соглашения от 13.03.92 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статье 11 Закона № 400-ФЗ для определения права на страховую пенсию в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Наравне с периодами работы в страховой стаж включаются иные периоды, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 За-кона № 400-ФЗ).
Частью 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения от 13.03.1992).
Указаниями Министерства социальной защиты Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.1996 № 1056) разъяснено, что документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной (пункт 15).
Статьей 14 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденными Постановлением Правительства 02.10.2014 № 1015 основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка, записи в которой, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п.60 Правил).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РФ, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 (далее — Положение от 04.10.1990), а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. (далее — Положение от 03.08.1972).
В соответствии с пунктом 59 Правил № 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
Для назначения пенсии Оганнисян С.С. представлена справка о работе, выданная Национальным Архивом Армении от 3.08.2022 <№> и справка о заработной плате от 23.08.2022 <№>, а также Архивная справка от 23.08.2022 <№> с расшифровкой сумм указанных в справке о заработной плате.
В соответствии с требованиями пункта 59 Правил № 1015 представленные справки содержат все необходимые реквизиты: фамилия имя и отчество, дата рождения <Дата>; место работы завод «С.»; период работы с <Дата> по <Дата>; должности, в том числе с учетом всех внутренних переводов; основания выдачи приказы, лицевые счета.
Справка о заработной плате также содержит все необходимые реквизиты, указана валюта в которой выплачивалась заработная плата, основание выдачи справки, сведения об отчислениях в фонд социального страхования.
Документы либо обстоятельства, опровергающие достоверность представленных справок Отделением не представлены.
При наличии страхового стажа в силу части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет <Дата> рождения и <Дата> рождения могут быть включены в страховой стаж.
С учетом периода работы с <Дата> по <Дата> (10 лет 8 мес.) страховой стаж истицы составит 10 лет 8 мес.
Согласно части 12 статьи 15 Закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:
1) 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
2) 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3) 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Поскольку у меня двое детей, за периоды ухода за детьми величина (НПi), составит 8,1 (2,7 за первого ребенка и 5,4 за второго ребенка), что также достаточно для назначения пенсии.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2014 года исчисляется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).
При исчислении размера страховой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002. При этом обстоятельства, предусмотренные Законом № 173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014 подтверждаются в порядке, установленным указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Аналогичные положения содержатся в пункте 76 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом от 04.08.2021 № 538н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. При этом уточняется, что при ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
На основании пункта 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Закона.
В соответствии со статьей 100 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в заработок для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой названной статьи, также включались:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы;
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период обучения.
Следовательно пособия по болезни, указанные в справке о заработной плате подлежат включению в состав заработка для исчисления размера пенсии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возникновении у Оганнисян С.С. права на страховую пенсию по старости в соответствии со статьёй 8 Закона № 400-ФЗ с даты обращения 08.08.2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оганнисян С. С. к ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Самарской области включить в страховой стаж Оганнисян С.С., <данные скрыты>, периоды работы на заводе «С.» с <Дата> по <Дата>, периоды ухода за детьми <Дата> года рождения и <Дата> года рождения, принять к исчислению среднемесячного заработка справку о заработной плате с <Дата> по <Дата> с учетом всех пособий по болезни, назначить и выплатить страховую пенсию по старости с 08.08.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной мотивированной форме через Новокуйбышевский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 12.01.2023 года.
Судья: /подпись/ Н.И. Шиганова