Дело № 12-500/2022
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2022 года г. Уфа
Судья Калининского районного суда г. Уфы РБ Сарварова Т.К., рассмотрев жалобу Косаревой Арины Родионовны на постановление административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Косаревой Арины Родионовны к административной ответственности по ч.1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № Косарева А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Косарева А.Р. подала жалобу, в которой просит постановление административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г.Уфы года от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, ссылаясь на процессуальные нарушения.
В судебном заседании Косарева А.Р. доводы жалобы поддержала.
В судебное заседание представитель административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г. Уфа не явился, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Косареву А.Р., прихожу к следующему.
Согласно ст. 14.16 КоАП РБ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП Российской Федерации, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно ч.1 ст.2.1. Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В соответствии с п.1 и п.3 ст. 26.1 КоАП Российской Федерации, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 6.23 КоАП РБ устанавливается административная ответственность за размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных на территориях общего пользования в границах населенных пунктов контейнерных площадках, специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, непосредственно перед указанными площадками, а также непосредственно перед входами в помещения мусороприемных камер (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г. Уфы года от ДД.ММ.ГГГГ № Косарева А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.23 КоАП Российской Федерации, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 07 минут по адресу: <адрес> установлено, что Косаревой Ариной Родионовной допущено размещение транспортного средства с г/н №, на территории общего пользования перед входом в помещение мусороприемной камеры и перед площадкой (контейнер) складирования бытовых промышленных отходов.
Судом установлено, что Косарева А.Р. является собственником автомобиля Шкода Фабия, с государственным регистрационным знаком №.
Статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ наделяет субъекты РФ правом устанавливать законом субъекта РФ административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации постановление о назначении административного наказания является документом, который выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении должная быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Вместе с тем, сведений о направлении должностным лицом административного органа в адрес Косаревой А.Р., получении/неполучении ей извещения с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, а также иного рода уведомление о явке на заседание административной комиссии для дачи объяснений по факту правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, административный материал не содержит, также не имеется сведений о направлении копии постановления в адрес привлеченного к административной ответственности лица по месту его жительства, чем нарушено право Косаревой А.Р. на защиту.
В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется, равно как рассмотрение дела по существу, при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
Из содержания вышеуказанных норм права следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у административного органа имеются сведения о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.
Вместе с тем, в административном материале в отношении Косаревой А.Р. отсутствуют сведения о получении последней уведомления о явке в Административную комиссию Администрации Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан для составления протокола.
Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ без участия Косаревой А.Р. При этом, сведения о получении ей протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в административном материале также отсутствуют.
Суду представителем Административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа город Уфы Республики Башкортостан не представлено доказательств того, что Косарева А.Р. была извещена надлежащим образом о месте дате и времени рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении, как того требует Российское законодательство.
Таким образом, со стороны Административной комиссии Администрации Калининского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан были грубо нарушены нормы процессуального права.
Протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством и не может служить основанием для привлечения Косаревой А.Р. к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу положений со ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 6.23 КоАП Республики Башкортостан об административных правонарушениях, составляет 2 месяца.
При таких обстоятельствах, суд находит жалобу Косаревой Арины Родионовны на постановление административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Косаревой Арины Родионовны к административной ответственности по ч.1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подлежащим удовлетворению. Поскольку со дня совершения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ прошло более двух месяцев, производство по настоящему делу подлежит прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Косаревой Арины Родионовны на постановление административной комиссии при Администрации Калининского района городского округа г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Косаревой Арины Родионовны к административной ответственности по ч.1 ст. 6.23 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление административной комиссии при Администрации Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности Косаревой Арины Родионовны по ч.1 ст.6.23 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан либо непосредственно в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья: Т.К. Сарварова