Дело № 2-1229/2024
УИД 29RS0018-01-2024-000947-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Померанцевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Киселевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
прокурор города Новодвинска Архангельской области обратился в Октябрьский районный суд города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее по тексту решения – ГКУ АО «ДА «Архангельскавтодор») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой города Новодвинска при рассмотрении обращения индивидуального предпринимателя Кутасевича И.И. установлены факты ненадлежащего содержания автомобильных дорог регионального значения «Исакогорка – Новодвинск - Холмогоры», «Холмогорское шоссе», в частности в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007: на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных в районе остановочных пунктов «Автомобилист», «Мечка» и «Негино» отсутствует искусственное освещение, а автобусные остановки «Деревня Павлово», «Лодочная» и «Мечка» не оборудованы автопавильонами со скамьями и урнами для мусора. 23 октября 2023 г. в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, однако до настоящего времени, ответчиком не предприняты меры к устранению нарушений. Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц в области обеспечения безопасности дорожного движения на указанных автомобильных дорогах. Поскольку вышеуказанные автомобильные дороги относятся к числу региональных автомобильных дорог общего пользования и переданы в оперативное управление ответчику, прокурор просил возложить на ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» обязанность в срок до 1 сентября 2024 года устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах «Холмогорское шоссе» и «Исакогорка – Новодвинск - Холмогоры» путем: оборудования нерегулируемых пешеходных переходов в районе остановочных пунктов «Автомобилист» (в районе отметки 17 км + 377), «Мечка» (в районе отметки 18 км + 252) и «Негино» (в районе отметки 21 км + 261) искусственным освещением; оборудования посадочных площадок на остановочных пунктах «Деревня Павлово» ( в районе отметки 15 км + 560), «Лодочная» (в районе отметки 16 км + 688) и «Мечка» (в районе отметки 18 км + 251) в обоих направлениях движения павильонами для пассажиров, с установленными в них скамьями и урнами для мусора.
Помощник прокурора города Новодвинска Окунев Д.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме. При этом, настаивал на сроке устранения нарушений, указанном в исковом заявлении.
Ответчик ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, в материалы дела представлены письменные возражения по существу заявленных требований, в котором с исковыми требованиями ответчик не согласен, обращает внимание суда на то, что указанный в исковом заявлении срок для устранения нарушения является неисполнимым, поскольку деятельность учреждения осуществляется в пределах бюджетных лимитов, выделенных из бюджета Архангельской области и только на те объекты, которые поименованы в государственной программе. Кроме того, планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения осуществляется путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных программ Архангельской области.
Третьи лица министерство транспорта Архангельской области, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Приморский», ИП Кутасевич И.И. о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4 вышеуказанного Федерального закона).
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 3 Закона № 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона. Так, дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу указания ч. 1-2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), в силу указания п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования «Исакогорка – Новодвинск – Холмогоры», «Холмогорское шоссе» (<данные изъяты> относится к дорогам регионального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 года №.
Автомобильные дороги находятся в собственности субъекта Российской Федерации – Архангельской области, переданы на праве оперативного управления ответчику.
Ответчик является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области.
Согласно п. 2.1 Устава ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности.
Для достижения уставных целей учреждение осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог; технический контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая обследование, диагностику, испытание и паспортизацию (п. 2.3 Устава).
Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении обращения индивидуального предпринимателя Кутасевича И.И. прокуратурой города Новодвинска Архангельской области инициирована проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» допускаются нарушения законодательства при содержании находящихся в собственности Архангельской области, переданных на оперативное управление ответчику автомобильных дорог регионального значения: «Исакогорка – Новодвинск – Холмогоры», «Холмогорское шоссе», в частности: в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных в районе остановочных пунктов «Автомобилист», «Мечка» и «Негино» отсутствует искусственное освещение, а автобусные остановки «Деревня Павлово», «Лодочная» и «Мечка» не оборудованы автопавильонами со скамьями и урнами для мусора.
23 октября 2023 года прокуратурой города Новодвинска Архангельской области в адрес ответчика внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, ответчиком меры к устранению нарушений не предприняты.
19 марта 2024 года старшим помощником прокурора города Новодвинска Архангельской области с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД ОМВД России «Новодвинский» осуществлен осмотр автомобильных дорог регионального значения: «Холмогорское шоссе», «Исакогорка – Новодвинск – Холмогоры», в ходе которого выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии, в частности на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных в районе остановочных пунктов «Автомобилист» (в районе отметки 17 км + 377), «Мечка» (в районе отметки 18 км + 252) и «Негино» ( в районе отметки 21 км +261) вопреки пунктам 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не обеспечены искусственным освещением, а автобусные остановки «Деревня Павлово» ( в районе отметки 15 км + 560), «Лодочная» ( в районе отметки 16 км + 688) и «Мечка» (в районе отметки 18 км + 251), не оборудованы автопавильонами со скамьями и урнами для мусора в нарушение требований п. 5.3.1, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.
Исходя из требований ст. 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52766-2007) утвержден приказом Росстандарта от 23 октября 2007 года № 270-ст.
Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на пешеходных переходах должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
Пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей – стационарным наружным освещением (п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007).
На основании п. 5.3.1, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования и должны быть оборудованы автопавильоном, скамьей и урной для мусора.
Согласно ст. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года № 4 «О национальных стандартах РФ» со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в ст. 3 Закона № 196-ФЗ, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ИП Кутасевичем И.И. и министерством транспорта Архангельской области осуществляются регулярные перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту № «Город Новодвинск – деревня Негино».
В связи, с несоблюдением ответчиком требований ГОСТ Р 52766-2007 на указанных выше участках дорог регионального значения, создается реальная угроза безопасности участников дорожного движения по данным направлениям, поскольку из-за отсутствия освещения в районе автобусной остановки, а также отсутствия остановочного пункта высадка пассажиров межмуниципального маршрута осуществляется прямо на проезжей части, в том числе и в вечернее время.
В нарушение ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о том, что ГКУ АО «ДА «Архангельскавтодор» осуществлены работы по устранению нарушений требований ГОСТ Р 52766-2007 на обозначенных в исковом заявлении участках дорог регионального значения, не представлено.
То обстоятельство, что планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении дорого регионального значения осуществляется путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных программ Архангельской области в разрешении данного спора правового значения не имеют, поскольку обязательства по надлежащему содержанию, в том числе с учетом принципов обеспечения безопасности дорожного движения, не могут быть поставлены в зависимость от внесения участка дороги регионального значения в ведомственную программу.
Более того, с 23 октября 2023 года (с момента внесения представления прокурором города Новодвинска Архангельской области) какие-либо меры, направленные на приведение дорог регионального значения в надлежащее состояние, ответчиком не принимались, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» является надлежащим ответчиком по иску, а заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, в части организации искусственного освещения до 31 декабря 2024 года, в части оборудования посадочных площадок в обоих направлениях до 31 декабря 2025 года. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным для возможности согласования и внесения в программу, а также выделения денежных средств на данный участок дороги регионального значения, в целях соблюдения приоритетного принципа обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
В силу ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление прокурора города Новодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения – удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (№):
- в срок до 31 декабря 2024 года организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах «Холмогорское шоссе» и «Исакогорка – Новодвинск - Холмогоры» искусственное освещение нерегулируемых пешеходных переходов в районе остановочных пунктов «Автомобилист» ( в районе отметки 17 км + 377), «Мечка» (в районе отметки 18 км + 252) и «Негино» (в районе отметки 21 км + 261);
- в срок до 31 декабря 2025 года организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах «Холмогорское шоссе» и «Исакогорка – Новодвинск - Холмогоры» оборудование посадочных площадок на остановочных пунктах «Деревня Павлово» ( в районе отметки 15 км + 560), «Лодочная» (в районе отметки 16 км + 688) и «Мечка» (в районе отметки 18 км + 251) в обоих направлениях движения павильонами для пассажиров, с установленными в них скамьями и урнами для мусора.
Взыскать с государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (№) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и принесения апелляционного представления через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение (будет) изготовлено 17 мая 2024 года.
Председательствующий А.А. Померанцева