Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-57/2022 от 10.01.2022

Судья Савченко С.Ю.

Дело № 7-115/2022 (21-57)

УИД 59RS0034-01-2021-000894-40

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 24 января 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу старшего инспектора ДПС отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Октябрьскому городскому округу З. на постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 15.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мухтарова Марата Рамилевича,

у с т а н о в и л а:

08.12.2021 старшим инспектором ДПС отделения ДПС ГИБДД ОМВД России Октябрьскому городскому округу З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, из которого следует, что 07.12.2021 в 10 часов 40 минут на ул. Ленина п. Октябрьский, в районе дома №65 Мухтаров М.Р. управлял автомобилем ЛАДА-211240 г/н ** с отсутствующим страховым полисом страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чем не выполнил требование сотрудника полиции, выданное 24.11.2021 в отношении Мухтарова М.Р. о прекращении противоправных действий, а именно управления указанным автомобилем с заведомо отсутствующим страховым полисом ОСАГО.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 15.12.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Мухтарова М.Р. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, должностное лицо З. просит постановление судьи районного суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение, выражая несогласие с выводом судьи об отсутствии в действиях Мухтарова М.Р. состава вмененного ему правонарушения.

В судебном заседании в краевом суде заявитель жалобы З., Мухтаров М.Р., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, просмотрев видеозапись, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 1 ст.19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, 24.11.2021 постановлением инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Октябрьскому городскому округу № 18810059200006651520, вынесенным в порядке ч.1 ст.28.6 КоАП РФ на Мухтарова М.Р. наложено административное взыскание по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.

Одновременно Мухтарову М.Р. вручено письменное требование сотрудника полиции от указанной даты прекратить совершение административного правонарушения, связанного с управлением (эксплуатацией) транспортного средства, если также обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует, с 10 часов 50 минут 24.11.2021.

07.12.2021 в 10 часов 40 минут Мухтаров М.Р. вновь управлял автомобилем г/н **, не исполнив обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что повлекло составление в отношении него протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ и протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу в отношении Мухтарова М.Р. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что письменное требование сотрудника полиции от 24.11.2021 не может быть признано требованием о прекращении противоправного деяния, полномочие которого предоставлено сотруднику полиции п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». Предъявив подобное требование, сотрудник полиции по существу без законных оснований распространил на водителя, совершившего административное правонарушение при управлении автомобилем в конкретные время и месте, правовой институт предписания. Привлечение Мухтарова М.Р. к ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ сводится к возможности двукратного привлечения к административной ответственности лица, совершившего предусмотренное главой 12 КоАП РФ правонарушения, если ранее аналогичное нарушение было предметом административно-правового реагирования со стороны органа полиции. Допущенное Мухтаровым М.Р. аналогичное нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации подлежит квалификации по соответствующей статье названной главы, за выявленное 07.12.2021 нарушение Мухтаров М.Р. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ.

Согласиться с таким выводом судьи районного суда нельзя ввиду следующего.

В силу положений ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений ст.5, п. 2 ст.30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, посредством осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.19 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложен на полицию.

Названный закон, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (ч.1 ст.1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (ст.ст.12, 13, 27 и 28).

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О полиции»).

Статья 12 Федерального закона «О полиции» возлагает на сотрудников полиции также обязанности выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Согласно п.1 ч.1 ст.13 названного Федерального закона для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

Вывод о том, что на данное положение распространяется институт предписания, имеющего иную правовую природу, не соответствует ст.13 Федерального закона «О полиции», содержащей права полиции, предоставленные ей для выполнения возложенных на нее обязанностей.

В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, п.п.1, 2 которого предусмотрено, что государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Пунктом 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по участию в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

Пункт 13.2 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, прямо указывает на наличие у уполномоченных должностных лиц права в рамках осуществления указанного государственного надзора выдавать в соответствии с Федеральным законом «О полиции» субъектам транспортной деятельности в целях устранения угроз безопасности граждан требования о прекращении противоправных действий.

Рекомендуемый образец требования утвержден в приложении 1 к названному Административному регламенту.

Учитывая приведенные выше положения, при том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает каких-либо мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, принимая во внимание п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», которым запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, требование сотрудника полиции от 24.11.2021, вынесенное по утвержденному образцу в соответствии предоставленным сотрудникам полиции правом, являлось законным. При том, что при наличии такого требования, доведенного до сведения Мухтарова М.Р. 24.11.2021, указанное лицо вновь управляло 07.12.2021 транспортным средством, не застраховав свою ответственность как владельца транспортного средства в установленном порядке, то есть не выполнило законное требование сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Вопреки выводам судьи районного суда, привлечение Мухтарова М.Р. к административной ответственности по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ не исключает возможность привлечения указанного лица к ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, поскольку составы данных правонарушениях направлены на различные правоотношения.

Учитывая изложенное, судьей районного суда допущено нарушение ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, которые являются основанием для отмены постановления судьи, поскольку выводы судьи районного суда о незаконности требования от 24.11.2021 не соответствуют нормативным правовым актам, следовательно выводы об отсутствии в действиях Мухтарова М.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, являются преждевременными.

Данные обстоятельства являются основанием к отмене постановления, так как судьей не выполнены требования о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом и принятии мотивированного решения.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, дать им оценку и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Перми от 15.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Мухтарова Марата Рамилевича отменить, дело - направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

12-57/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Мухтаров Марат Рамилевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Филатова Екатерина Сергеевна
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
10.01.2022Материалы переданы в производство судье
24.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Вступило в законную силу
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее