Судья: Шиганова Н.И. адм. дело N 33а-1943/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2006/2022 по административному исковому заявлению садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Лесное» об оспаривании решения органа местного самоуправления и восстановлении нарушенного права
по апелляционным жалобам Тарасова Павла Дмитриевича и Чернова Александра Анатольевича на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 28 октября 2022 г.Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Тарасова П.Д. и Чернова А.А., поддержавших апелляционные жалобы, представителя СНТ СН «Лесное» Ханбиковой Д.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционных желоб, судебная коллегия по административным делам по административным делам Самарского областного суда
установила:
СНТ СН «Лесное» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отклонении документации и направлении на доработку (далее – Постановление N № от ДД.ММ.ГГГГ г.). Ссылаясь на нарушение своих прав и на несоответствие оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 28 октября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, Постановление N № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отклонении документации и направлении на доработку «Проект планировки территории (проекта межевания территории) СНТ СН «Лесное» в границах муниципального образования городского округа Новокуйбышевска Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ года признано незаконным.
На администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области возложена обязанность вернуться к рассмотрению «Проекта планировки территории (проекта межевания территории) СНТ СН «Лесное» в границах муниципального образования городского округа Новокуйбышевск Самарской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (том 4 л.д. 35-42).
В апелляционных жалобах Тарасов П.Д. и Чернов А.А. выражают несогласие с решением суда, просят отменить как постановленное с нарушением норм процессуального права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаются на то, что судом был разрешен вопрос об их правах и обязанностях как собственников земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: <адрес> (собственник ФИО10.) и №, расположенного по <адрес> (собственник ФИО11.), к участию в административном деле они привлечены не были (том4 л.д. 46-47, 54-55).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Материалами дела подтверждается, что за СНТ СН «Лесное» числится территория, установленная в соответствии с Актом предварительного выбора участка под садоводческий кооператив СУЗР-5 треста Куйбышевтрубопроводстрой от ДД.ММ.ГГГГ г.
Часть участков, находящихся за пределами границ, установленных для СНТ СН «Лесное» в ДД.ММ.ГГГГ году, имеют адрес: <адрес>». Аналогичные сведения содержатся в публичной кадастровой карте.
Исходя из изменений состава земельных участков, отведенных СНТ СН «Лесное» в ДД.ММ.ГГГГ году, инициирована разработка проекта межевания территории СНТ СН «Лесное» в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
После одобрения проекта планировки и проекта межевания территории СНТ СН «Лесное» членами товарищества, администрации г.о.Новокуйбышевск направлено заявление об утверждении Проекта с приложением всех необходимых документов (т.1 л.д. 13-17, 24-29).
Постановлением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. отклонена документация "Проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, подлежащей развитию СНТ СН «Лесное» в границах муниципального образования г.о.Новокуйбышевск Самарской области с направлением ее на доработку (том1 л.д. 8).
Основанием для направления на доработку проекта планировки и проекта межевания территории указано нарушение требований п.28 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п.14 11.7 статьи 42, п.п.2 п.5, п.п.5 п.б статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190 ФЗ, п.42 ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Председателю СНТ СН «Лесное» даны следующие рекомендации:
1. Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается. Отобразить в проекте межевания территории СНТ границы публичных сервитутов.
2. Привести в соответствие границы территории СНТ СН «Лесное», отображенные в проекте планировки территории с границами, согласно Акту предварительного выбора участка под садоводческий кооператив СУЗР-5 треста Куйбышевтрубопроводстрой.
Не согласившись с Постановлением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. СНТ СН «Лесное», обратилось в суд с данным административным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отклонения документации "Проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, подлежащей развитию, в границах СНТ СН «Лесное» и муниципального образования г.о.Новокуйбышевск Самарской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, регулируются статьей 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 24 статьи 54 названного закона изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 20 июля 2021 г. N 1514-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т.Д. на нарушение его конституционных прав частью 24 статьи 54 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая как исторические особенности создания садоводческих, огороднических объединений граждан в Российской Федерации, так и необходимость сохранения самой возможности комплексного освоения и использования предоставленных в этих целях земель, вводит в качестве одного из своих понятий территорию ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (пункт 8 статьи 3), в границах которой могут располагаться и земельные участки, имеющие то же целевое назначение, но не принадлежащие членам садоводческого и огороднического объединения (статья 5). Способы определения границ данных территорий также закреплены в указанном Федеральном законе, в том числе исходя из местоположения земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" соответствующей некоммерческой организации или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства (пункт 2 части 28 статьи 54). Подобное правовое регулирование обеспечивает баланс коллективных и индивидуальных интересов граждан и преемственность отношений по использованию ими единого земельного массива с учетом его исходного предназначения.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 217-ФЗ территорией садоводства признается территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
Частью 4 статьи 23 того же закона в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории.
Закон N 217-ФЗ не предусматривает обязанности для ранее созданных товариществ обеспечивать подготовку документации по планировке территории.
Для таких организаций предусмотрены переходные положения (часть 28 статьи 54 этого закона), согласно которым в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории садоводства или огородничества, границы такой территории определяются:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона N 66-ФЗ некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Кроме того, согласно части 25 статьи 54 Закона N 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу данного закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления его в силу, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
Частью 6 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества наряду с земельными участками, указанными в части 5 данной статьи (находящимися в собственности учредителей товарищества и составляющими единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования), включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 46).
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 статьи 46 Кодекса определено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 названного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В случае соответствия требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса).
Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Судом первой инстанции установлено, не опровергнуто администрацией, что при разработке проекта межевания и установлении образуемой границы СНТ СН «Лесное» были использованы и учтены сведения о границах содержащиеся в ЕГРН о земельных участках, имеющих установленные в соответствии с действующим законодательством границы земельных участков, т.е. оформленные надлежащим образом, также учитывалось местонахождение природных объектов, сложившихся мест общего пользования, а также местонахождение проездов (улиц).
Вместе с тем, как верно установлено судом, в результате публичных слушаний отрицательного мнения общественности, а равно каких-либо замечаний и предложений в отношении документации не поступило.
При этом, судом первой инстанции установлено, что процедура рассмотрения и утверждения документации "Проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории СНТ СН «Лесное», подлежащей развитию, в границах улиц г.о. Новокуйбышевск, СНТ была соблюдена, проект соответствует требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии частью 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
Суд пришел к верному выводу, что администрация не представила доказательств законности оспоренного обществом постановления N № от ДД.ММ.ГГГГ г., при этом указанные в нем пункты не являются основаниями для вывода о несоответствии документации требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обоснованности принятого решения о направлении на доработку.
Судебная коллегия приходит к выводу, что районным судом не допущены процессуальные нарушения, влекущие в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ отмену судебного решения с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
Приведенные в обоснование своих апелляционных желоб доводы об отсутствии у них членства СНТ СН «Лесное», отсутствия их согласия на включение принадлежащих им земельных участков в проектируемые границы СНТ СН «Лесное», Тарасова П.Д. и Чернова А.А. вправе довести до администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области, которая даст им оценку при новом рассмотрении Проекта планировки территории.
При таких обстоятельствах решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 28 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Тарасова П.Д. и Чернова А.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий –
Судьи -