Дело № 2–102/2023
УИД 18RS0009-01-2022-002338-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2023 года <*****>
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при помощнике судьи ФИО7,
с участием представителя истца ФИО11, выступающей на основании доверенности от <дата>., представителя ответчика ФИО12, выступающего на основании доверенности от <дата> №***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации МО «<*****>» об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
установил:
Истец ФИО3 обратилась с вышеуказанным иском с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ <дата> иском к Администрации МО «<*****>», просит суд установить местоположение границы земельного участка площадью 1636 +/- 14 кв.м., кадастровый №***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, согласно межевого плана, выполненного ООО «Центр кадастровых услуг» от <дата>; признать право собственности на земельный участок площадью 436+/- кв.м в составе земельного участка кадастровый №***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под домами индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, общей площадью 1636 +/- 14 кв.м. по приобретательной давности
Заявленные требования истцом мотивированы следующим.
Истец является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: УР <*****>. Право собственности на жилой дом у истца возникло на основании свидетельства о праве собственности, удостоверенного нотариусом <*****> УР ФИО8 <дата>, реестровый №***; и на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <*****> УР ФИО8 <дата>, реестровый №***. Право собственности на земельный участок у истца возникло на основании свидетельства о праве собственности, удостоверенного нотариусом <*****> УР ФИО8 <дата>, реестровый №***; и на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <*****> УР ФИО8 <дата>, реестровый №***. Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под домами индивидуальной жилой застройки, площадью 1200 кв.м, кадастровый №***. Ранее земельный участок по адресу: УР <*****> был выделен супругу истца – ФИО1 в период брака с правом строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками площадью 0,08 га на поселке «Сельхозхимия» участок №*** «а», что подтверждается выпиской из решения Исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов Удмуртской Республики №*** от <дата> «О разрешении строительства индивидуальных жилых домов с хозяйственными постройками на территории <*****>». Согласно Акта об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от <дата> на основании вышеуказанного постановления №*** от <дата> ФИО1 произведен отвод земельного участка в натуре 0,08 га. Размеры сторон земельного участка:
- по фасаду: 20.0м,
- по правой меже 40.0 м,
- по левой меже 40.0м,
- по задней меже 20.0м.
Слева от земельного участка истца был отведен земельный участок №***-а на поселке «Сельхозхимия» ФИО2 площадью 0,08га, что подтверждается Актом об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от <дата> на основании постановления исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов Удмуртской Республики №*** от <дата> и выпиской из решения исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов Удмуртской Республики №*** от <дата> «О разрешении строительства индивидуальных жилых домов с хозяйственными постройками на территории <*****>». В дальнейшем, ФИО2 передал свой земельный участок мужу истца - ФИО9, написав заявление главе местного самоуправления о переоформлении земельного участка на ФИО9, участок по плану №***а. С момента передачи земельного участка ФИО2, истец и ее супруг начали пользоваться им. Во владении и пользовании фактически находился земельный участок площадью 1600 кв.м. В <дата> на земельном участке нами был построен двухэтажный жилой дом площадью 111,6 кв.м. На основании постановления администрации <*****> №*** от <дата> «Об утверждении акта приемки жилого дома по адресу: <*****> вновь построенному жилому дому в районе Сельхозхимии участок №***а присвоен почтовый адрес: <*****>. Согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <*****> по состоянию на <дата> фактическая площадь земельного участка составляла 1618,0 кв.м, из которых, под огородом было занято 1378,1 кв.м. Для того, чтобы зарегистрировать построенный жилой дом в органах регистрации, <дата> между Администрацией <*****> и ФИО1 был заключен аренды земельного участка №***д на срок с <дата> Предметом договора аренды являлся земельный участок из категории земель – земли поселений с кадастровым номером №***, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, район «Сельхозхимия», 137а, для использования в целях для индивидуального жилищного строительства, обще площадью 800,0 кв.м. <дата> муж истца обратился к Главе местного самоуправления мэру <*****> с заявлением о дополнительном отводе земельного участка площадью 16 соток: 12соток по закону, 4 сотки под огородничество в связи с фактическим пользованием с <дата>. Постановлением Администрации <*****> №*** от <дата> «О предоставлении дополнительного земельного участка по адресу: <*****>» утвержден представленный акт выбора дополнительного земельного участка с проектом границ по адресу: <*****> дополнительного земельного участка 400,0 кв.м, общая площадь участка составила 1200,0 кв.м. Расторгнут ранее заключенный договор аренды земельного участка от 12.04.2005г., предоставлен в аренду с <дата> по <дата> земельный участок площадью 1200,0 кв.м по адресу: <*****>. <дата> постановлением Администрацией <*****> №*** «О внесении изменений в постановление от <дата> №***» на основании обращения ФИО1 в связи с выкупом земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, утратили силу пункты 5,6 постановления главы Администрации <*****> от <дата> №***. С момента выкупа земельного участка по адресу: <*****> собственником участка являлся супруг истца. Но земельным участком площадью 1600 кв.м пользуемся по настоящее время. <дата> умер муж истицы. при принятии наследства я обнаружила в документах, что право собственности зарегистрировано на земельный участок площадью 1200 кв.м., что не соответствует фактическому пользованию. В июле 2021 года истец обратилась в ООО «Центр кадастровых услуг» для уточнения местоположения границы и площади земельного участка по адресу: УР <*****>. <дата> кадастровым инженером был подготовлен межевой план, и генеральным директором ООО «Центр кадастровых услуг» ФИО10 в адрес начальника УМ и ЗР <*****> УР было направлено заявление с просьбой о согласовании границы земельного участка истца. Письмом Администрации <*****> УР было отказано в согласовании, поскольку площадь земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки МО «<*****>», утвержденных решением Воткинской городской Думы от <дата> №***, согласно которым предельные размеры земельных участков: минимальный- 500 кв.м, максимальный – 1200 кв.м. Поскольку земельным участком площадью 1600 кв.м супруг истца и истец, как правопреемник, пользуются открыто, добросовестно и непрерывно с <дата>, то в силу приобретательной давности истец имею право на приобретение в собственность земельного участка кадастровый №*** площадью 1636 кв.м., согласно межевого плана, выполненного ООО «Центр кадастровых услуг» от <дата>.
В судебном заседании представитель истца ФИО11 суду пояснила, что исковые требования поддерживает в полном объеме. ФИО20 с супругом ФИО1 получили земельный участок площадью 8 соток, на сегодняшний день Рябиновая, <*****>, а ранее в районе Сельхозхимии участок 137а, в дальнейшем приобрели соседний земельный участок, у ФИО2, который написал заявление в Администрацию об отказе от земельного участка, <*****> участок 138а. Никакой документ Администрацией не издавался. В дальнейшем между ФИО20 и Администрацией был заключен договор аренды. Пользовался земельным участком ФИО2 с 1995 года. В дальнейшем заключен договор аренды на земельный участок 12 соток. ФИО20 было подано заявление о выделении 12 соток под ИЖС, а 4 сотки под огородничество, Но Администрация указала, что выделяется 12 соток, в том числе 4 под огородничество. В дальнейшем ФИО20 умер, вступила в наследство ФИО20, которая обращалась о выделении земельного участка 16 соток. ФИО20 выкупил 12 соток, ФИО4 вступила в наследство на 12 соток. Участок огорожен забором, примерно с <дата>. ФИО20 – соседка справа. Все участки огорожены заборами, претензий у соседей нет. ФИО20 в порядке наследования как супруга умершего мужа владеют, владели и пользуются земельным участком площадью 1600 кв.м. после того, как отмежевали, площадь земельного участка уточненная, по периметру установлен забор, спор по местоположению границ отсутствует. 3 лицо ранее Хасанова поясняла, что как переехали в новый дом и стали соседями ФИО20, ФИО4 пользовалась этой площадью совместно с супругом. <*****> зафиксирована в тех. паспорте на домовладение. Просят суд удовлетворить исковые требования и установить местоположение границ согласно межевого плана. Признать право собственности на земельный участок за ФИО3 С момента, как сформирован участок, с 95 года огорожен забором. На 95год Правила землепользования и застройки не существовали.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО12 суду пояснил, что исковые требования не признает. Происходит увеличение земельного участка на 4 сотки, что недопустимо по Правилам землепользования. Правопритязаний на земельный участок 4 сотки Администрация не имеет, поскольку не получится сформировать отдельный участок для ИЖС, поскольку минимальный размер 5 соток.
Иные лица не обращались с заявлениями о предоставлении им земельного участка ФИО20.
Третье лицо ФИО13 суду пояснила, что исковые требования считает законными. В 93 году земельный участок выделялся районной Администрацией, сама получила земельный участок совместно с ФИО4 и ее мужем. Мужья братья. До <дата> площадь поселка принадлежала району, в 95 году по решению Министерства Удмуртии присоединилась к <*****>. Когда предоставлялись земельные участки, Баранов, архитектор района, выделял по 8 соток. Получилось так, что сосед не заинтересовался участком. Договорились, что земельный участок сосед передал. В 23 доме аналогичная ситуация, взяли соседний участок по договору купли-продажи, оба участка в собственности. Точно так же и у ФИО5. Когда вступала в права наследования, земельный участок был 12 соток. По факту ФИО20 владели земельным участком 16 соток. Земельный участок в хорошем состоянии, как построен забор в <дата> так и владеют земельным участком. Сразу заборы поставили в <дата> А 19 дом была проходящая дорога, ее приобрели далее в личную собственность. Они огорожены и иные лица не имеют прав на чужие земельные участки. Сразу не стали пользоваться земельным участком, и ФИО20 приобрели земельный участок у прежнего пользователя. Претензий никто не предъявлял, что ФИО20 пользуются лишней частью участка. Вопросов по межам не возникало.
Истец ФИО3, третьи лица ФИО14 и ФИО15, выступающие в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО16 и ФИО17, ФИО18, будучи извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствуют, о причине неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В судебном заседании судом установлено, что собственником земельного участка, расположенного по адресу УР, <*****> кадастровым номером №*** площадью 1200 кв.м. является истец ФИО3 на основании представленного суду свидетельства о праве собственности от <дата>., а также свидетельства о праве на наследством по закону от <дата>, выданных нотариусом нотариального округа «<*****>» ФИО8, как переживший супруг и наследник первой очереди (супруга) умершего ФИО1.
Согласно кадастрового паспорта на здание, технического паспорта на индивидуальный жилой дом по адресу <*****> по состоянию на <дата>., на указанном земельном участке расположен жилой дом.
Согласно представленного межевого плана, выполненного ООО «Центр кадастровых услуг» <дата>. определено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №***, фактическая площадь земельного участка составила 1600 кв.м., участок находится в пользовании 26 лет. Как следует из акта согласования местоположения границ указанного земельного участка, согласование границ необходимо только с Администрацией <*****> в лице начальника УМиЗР <*****>, которой в согласовании границ земельного участка по поворотным точкам, указанным в межевом плане, истцу ФИО19 отказано. Как пояснил представитель Администрации <*****> в судебном заседании, отказ в согласовании границ земельного участка связан с положениями Правил землепользования и застройки <*****>, действующими на момент согласования границ, согласно которых максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не может превышать 1200 кв.м., минимальная – 500 кв.м.
Как установлено судом, земельный участок, которым фактически владеет истец площадью 400 кв.м. находится в пользовании истца с учетом следующих установленных судом обстоятельств.
Так, первоначально, решением исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов УР от 23.02.1993г. №***, было решено выделить земельные участки на землях Воткинского исполкома на поселке «Сельхозхимия» с правом строительства индивидуальных жилых домов с хозяйственными постройками. ФИО1 - 0,08 га №***а.
Супругу истца – ФИО1 по акту об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от <дата>. был выделен земельный участок по адресу <*****> (в последующем <*****>) под строительство одноэтажного жилого дома площадью 0,08га (800 кв.м.). Земельный участок, выделенный ФИО1, граничил с земельными участками в <*****> №*** и №***.
На основании акта приемки в эксплуатацию частного жилого дома с хозяйственными постройками от <дата>., жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный на земельном участке по адресу <*****> принят в эксплуатацию, при этом указано, что земельный участок, ФИО1 площадью 800 кв.м. отведен на основании постановления исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов УР от <дата>. №***, земельный участок площадью 800 кв.м. принадлежит на праве аренды, фактически построен двухэтажный жилой дом.
Постановлением Администрации <*****> УР от <дата> №*** вновь построенному жилому дому в районе Сельхозхимии участок №***а присвоен почтовый адрес <*****>, утвержден вышеуказанный акт приемки, жилой дом введен в состав жилищного фонда.
Право собственности на жилой дом с пристройками и постройками, расположенные на указанном земельном участке, было зарегистрировано за ФИО1 09.06.2005г.
На земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу <*****>, район «Сельхозхимия» 137а заключен договор аренды между Администрацией <*****> и ФИО1
В дальнейшем, по результатам рассмотрения обращения ФИО1, постановлением Администрации <*****> УР от <дата> №***, установлена площадь дополнительного земельного участка, расположенного по адресу <*****> – 400 кв.м., общая площадь участка составит 1200 кв.м., дополнительный земельный участок образован за счет свободных городских земель, расторгнут вышеуказанный договор аренды, ФИО1 предоставлен в аренду с <дата> по <дата> земельный участок общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу <*****> для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Администрации <*****> УР от <дата> №*** постановлено считать утратившими силу пункты 5,6 постановления Администрации <*****> УР от <дата> №***.
И постановлением Администрации <*****> УР от <дата> №*** постановление продать ФИО1 земельный участок общей площадью 1200 кв.м. по выкупной цене, установленной Правительством УР из категории земель – «земли поселений», находящийся по адресу УР, <*****>.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 01.04.2006г., право собственности ФИО1 не земельный участок, находящийся по адресу УР, <*****> площадью 1200 кв.м. зарегистрировано 30.06.2006г.
ФИО1 согласно представленной расписке от 23.12.1995г., купил у ФИО2 земельный участок в районе Сельхозхимии №***а площадь. 8 соток, за что ФИО2 получил от ФИО1 денежные средства.
Указанный земельный участок был отведен ФИО2 по решению исполнительного комитета <*****> Совета народных депутатов УР от 23.02.1993г. №*** и акту об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от 11.03.1993г.
ФИО2 строительство жилого дома на указанном земельном участке не осуществлено, и написано заявление главе местного самоуправления о переоформлении на ФИО1 земельного участка.
Документы, предусмотренные частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", являющиеся основанием государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ИЖС (акт (свидетельство) о праве на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти, выписка из похозяйственной книги, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право ФИО2 на указанный земельный участок) в материалах дела отсутствуют.
Согласно положениям статей 30 и 31 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), регламентирующих порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.
Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который, выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Вместе с тем, ФИО2, документ, удостоверяющий право собственности на землю, не выдавался.
Таким образом, земельный участок площадью 800 кв.м., отведенный ФИО2 на момент его продажи ФИО1 являлся собственностью МО «<*****>», правом распоряжения указанным земельным участком ФИО2 не имел.
Основанием для иска об установлении местоположения границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок площадью 400 кв.м. в составе земельного участка истца с кадастровым номером 18:27:060801:40, явилось длительное и добросовестное фактическое пользование земельным участком площадью 1600 кв.м., без подтверждения права собственности на фактически используемые 400 кв.м.
С учетом положений таблицы 2.1. Правил землепользования и застройки МО «городской округ <*****> УР», минимальная площадь земельного участка для ИЖС – 500 кв.м., максимальная – 1200 кв.м.
Таким образом, земельный участок площадью 400 кв.м. как самостоятельный объект гражданско-правовых отношений сформирован и поставлен на кадастровый учет в точных границах в соответствии с требованиями законодательства РФ быть не может, соответственно, не может быть сдан истцу в аренду, продан в собственность.
Суд пришел к выводу о том, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в части требований об установлении местоположения границ по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Юридическое определение понятия «земельный участок» установлено п. 3 ст. 6 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных этим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Анализируя требования истца о признании права собственности на земельный участок площадью 400 кв.м. в порядке приобретательной давности, суд приходит к выводу о незаконности указанных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Согласно позиции, закрепленной в п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции.
Таким образом, основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ. При этом Земельным кодексом РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке, в том числе в силу приобретательной давности.
Сам по себе факт длительного и добросовестного пользования земельным участком семьей ФИО20 не может повлечь за собой применение приобретательной давности в целях приобретения права собственности на земельный участок, поскольку, как было указано выше, возможность приобретения права собственности на находящийся в государственной (муниципальной) собственности земельный участок действующим земельным законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ФИО3 требований о признании права собственности на земельный участок площадью 400 кв.м. в силу приобретательной давности.
Между тем, суд находит законными и обоснованными требования ФИО3 об установлении местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу <*****>.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действовал на момент проведения землеустроительной экспертизы по делу) установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
В данном случае граница земельного участка с кадастровым номером 18:27:060801 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Как указано выше, Правилами землепользования и застройки <*****> утверждена минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства в жилой зоне 500 кв.м.
В рассматриваемом случае площадь земельного участка увеличивается на 400 кв. м, то есть в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую, площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.
В данной правовой ситуации увеличение площади земельного участка истца не может быть осуществлено в порядке перераспределения земель и (или) земельных участков либо на основании решения суда о признании за давностным владельцем права собственности на земельный участок.
Согласно подпункту 10 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Таким образом, поскольку граница земельного участка истца не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то перераспределение этого земельного участка и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть осуществлено до уточнения границ.
Также из испрашиваемых земель государственной собственности не может быть образован самостоятельный земельный участок, так как минимальная площадь земельных участков для ИЖС составляет 500 кв. м.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения его границ обусловлены уточнением его границ в рамках положений Закона № 218-ФЗ, а не образованием земельного участка, к одному из способов которого в соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ относится перераспределение земельных участков.
В части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.
В настоящем деле в качестве основания для государственного учета уточняемых границ земельных участков послужил межевой план.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. №N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до <дата>, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Представленный истцом в целях уточнения границ земельного участка межевой план подготовлен с соблюдением норм статьи 22 Закона N 218-ФЗ и пункта 70 Требований, доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании изложенного, требования истца об установлении границ земельного участка по варианту, изложенному в межевом плане от <дата>, законны и обоснованны.
О взыскании судебных расходов по делу не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к Администрации МО «<*****>» о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО3 к Администрации МО «<*****>» об установлении местоположения границ земельного участка, удовлетворить.
Установить местоположение границы земельного участка площадью 1636 +/- 14 кв.м, кадастровый №***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <*****>, согласно межевого плана, выполненного ООО «Центр кадастровых услуг» от <дата>, а именно по следующим точкам, координатам и описанию закрепления точки:
Обозначение характерных точек границы |
Уточненные координаты, м |
Описание закрепления точки | |
X |
Y |
||
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
<***> |
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья Е.В. Караневич