УИД 44RS0009-01-2024-000120-36
производство № 2-120/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Павино, Костромская область 30 июля 2024 г.
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Е.С. Ивковой, при секретаре Д.В. Арзубовой, с участием представителя истца – и.о. прокурора Павинского района Костромской области Л.С. Березинского,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Павинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального округа Костромской области об обязании направить в уполномоченный орган заявку в целях государственного учета в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - котельной, расположенной по адресу: ...,
установил:
и.о. прокурора Павинского района Костромской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с выше указанным иском к МОУ Павинская СОШ, просил обязать ответчика в срок до "__"__ направить в уполномоченный орган заявку в целях государственного учета в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, котельной, расположенной по адресу: ....
Требования иска мотивировал тем, что МОУ Павинская СОШ с 2010 г. на праве оперативного управления владеет котельной, расположенной по адресу: ..., которая фактически функционирует и используется для производства тепловой энергии в целях обеспечения теплоснабжения зданий образовательной организации. Видом используемого топлива является древесина, в качестве теплоносителя используется вода. Котельная подпадает как под действующие критерии отнесения объектов к 3 либо 4 категории, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, так и под аналогичные критерии, действовавшие ранее на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029. При этом по смыслу п. 8 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 рассматриваемая котельная в любом случае, вне зависимости от количества выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе атмосферу, не может быть отнесена к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду ниже 4 категории, так как используется для производства тепловой энергии. В то же время с учетом отсутствия сведений о составе и массе выбросов в атмосферный воздух в год от данной котельной, нельзя исключать возможность её отнесения к 3 категории.
При этом в соответствии пунктом 25 Правил заявитель, для постановки на государственный учет объекта как оказывающего негативное воздействие на окружающую среду обязан совместно с заявкой, в том числе предоставить сведения о массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что фактически необходимо для присвоения уполномоченным органом объекту определенной категории.
Рассматриваемая котельная в органах Росприроднадзора либо Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области на учете как объект, негативно воздействующий на окружающую среду, не состоит.
Бездействие МОУ Павинская СОШ в рассматриваемом случае нарушает интересы Костромской области, так как не позволяет надлежащим образом организовать региональный государственный экологический надзор, при наличии у котельной признаков объекта, в отношении которого такой надзор должен осуществляться, как по причине отсутствия возможности определить наличие (отсутствие) оснований для проведения плановых проверок и их периодичности, ввиду того, что категория котельной не присвоена, так и по причине отсутствия у уполномоченного на осуществление данного надзора органа сведений предусмотренных Правилами, которые организация эксплуатирующая объекты, негативно воздействующие на окружающую среду, обязана предоставить в указанный орган совестно с заявкой о постановке на учет. Также с учетом того, что осуществление регионального экологического надзора направлено на обеспечение защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, бездействие МОУ Павинская СОШ влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих на территории Павинского муниципального округа, в том числе несовершеннолетних, что обусловлено невозможностью со стороны контролирующего органа своевременно выявить и пресечь нарушения в деятельности учреждения при их наличии, а соответственно защитить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Дело с согласия представителя истца рассмотрено без участия представителя ответчика в лице директора МОУ Павинская СОШ Ю.В. Ивковой, представившей письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в котором указала, что согласна с исковыми требованиями, и без представителя третьего лица администрации Павинского муниципального округа Костромской области, извещенного надлежащим образом, от которого ходатайств и возражений по заявленным исковым требованиям не поступило.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенном в иске.
Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федерального закона «Об охране окружающей среды») государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; под стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Из положений статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830
Постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, которая содержит, в том числе сведения, указанные в пп. «а-д, и-л» п. 14, и п. 15 указанных Правил. Заявка на постановку объекта на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оформляется по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно.
Исходя из пунктов 33, 34 Правил при включении сведений об объекте в государственный реестр объекту присваиваются код объекта в государственном реестре и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, в государственном реестре создается запись об объекте. В случае если объект соответствует нескольким критериям отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категорий, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории, осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.20220 № 2398. До 31.12.2020 действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Судом установлено, что за МОУ Павинская СОШ на праве оперативного управления с "__"__ закреплено имущество Павинского муниципального района, а именно здание котельной по адресу: ..., используемая для производства тепловой энергии в целях обеспечения теплоснабжения зданий образовательной организации. Видом используемого топлива является древесина, в качестве теплоносителя используется вода.
Право собственности муниципального образования Павинский муниципальный округ Костромской области и МОУ Павинская СОШ (оперативное управление) на здание котельной по адресу: ..., подтверждается выпиской из ЕГРН.
Котельная МОУ Павинская СОШ в органах Росприроднадзора либо Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области на учете как объект, негативно воздействующий на окружающую среду, не состоит.
Из информации, представленной директором МОУ Павинская СОШ, следует, что заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не направлялась. Свидетельство о постановке котельной на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует.
Бездействие ответчика не позволяет надлежащим образом организовать региональный государственный экологический надзор, при наличии у котельной признаков объекта, в отношении которого такой надзор должен осуществляться, как по причине отсутствия возможности определить наличие (отсутствие) оснований для проведения плановых проверок и их периодичности, ввиду того, что категория котельной не присвоена, так и по причине отсутствия у уполномоченного на осуществление данного надзора органа сведений предусмотренных Правилами, которые организация эксплуатирующая объекты, негативно воздействующие на окружающую среду, обязана предоставить в указанный орган совестно с заявкой о постановке на учет, а также нарушает интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих на территории Павинского муниципального округа, в том числе несовершеннолетних на благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, заявленные исковые требования и.о. прокурора Павинского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Требования и.о. прокурора об установлении срока исполнения заявленных требований до "__"__ суд считает обоснованными, а указанный срок разумным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, взыскивается государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, то государственная пошлина должна быть взыскана с МОУ Павинская СОШ.
Размер государственной пошлины определяется судом, исходя из ее размера при подаче искового заявления неимущественного характера, подлежащей уплате физическими лицами, поскольку и.о. прокурором предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, а также с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, поскольку исковые требования ответчиком признаются.
В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом того, что МОУ Павинская СОШ является муниципальным учреждением, принимая во внимание размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с учетом признания иска, который является незначительным, превышение затрат на ее взыскание относительно выгоды от получения бюджетом государственной пошлины, суд находит основания для уменьшения государственной пошлины до нуля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ___, ░░░░ ___) ░ ░░░░ ░░ "__"__ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ....
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.07.2024.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 31.07.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░