Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-315/2022 (2-2944/2021;) ~ М-2792/2021 от 19.11.2021

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года

УИД№ 66RS0024-01-2021-004016-50

Дело № 2-315/2022

             РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма                              19 января 2022 года

    Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернецовой Татьяны Ильиничны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, возложении обязанности,

                

установил:

Чернецова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа (изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ ) в заключении договоров аренды в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков с КН , , , , , , , , расположенных по адресу: <адрес> незаконным, возложении обязанности заключить договора аренды вышеуказанных земельных участков.

    В обоснование своих требований указала, что в соответствии с договором безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ администрацией ГО Верхняя Пышма был предоставлен СТСН «Треста «Уралцветметразведка» в безвозмездное пользование земельный участок с КН (категория земель – земли с/х назначения), площадью 107 233 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ СТСН «Треста «Уралцветметразведка» разрешена подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке с КН . Письмом администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ выдано техническое задание для разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории на вышеуказанном земельном участке.     Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ утвержден разработанный проект планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке с КН по адресу: <адрес>. Согласно утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке было предусмотрено образование земельных участков для ведения дачного хозяйства в количестве 100 участков и земель общего пользования. Впоследствии, землепользователем была проведена работы по государственному кадастровому учету земельных участков, образованных в результате утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки территории и проекта межевания территории. Истец является членом СТСН «Треста «Уралцветметразведка» с момента его регистрации, выступая в качестве одного из учредителей с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно решения общего собрания членов от ДД.ММ.ГГГГ истцу были предоставлены в пользование в СТСН «Треста «Уралцветметразведка» следующие земельные участки с КН , , , , , , , . Истцом в администрацию в отношении каждого из земельных участков подано заявление о предоставлении ему как члену садоводческого товарищества предоставленных ему товариществом земельных участков с приложением подтверждающих документов: справки о том, что он является членом товарищества, выписку из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества о предоставлении ему земельных участков. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в предоставлении истцу земельных участков в аренду. Основаниями отказа явились следующие основания: количество членов товарищества менее 7 человек, что противоречит пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ; согласно выписке количество учредителей товарищества 4 человека; а также отсутствия решения о принятии в члены льготных категорий граждан, состоящих в списках очередников администрации ГО Верхняя Пышма, нуждающихся в получении земельного участка под садоводство, без нормативно-правового обоснования данного условия отказа. С доводами администрации об отказе в предоставлении земельного участка истец не согласен.

Истец, ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представителем истца по доверенности Чернецовым А.В., заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представителем третьего лица СТСН «Треста «Уралцветметразведки», заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя товарищества.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, СТСН «Треста «Уралцветметразведка» на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок с КН , категория земель – земли с/х назначения, площадью 107 233 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

    Пунктом 2.2.2. Договора установлено, что землепользователь обеспечивает подготовку в отношении земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

    Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 20.09.2016 №1240 СТСН «Треста «Уралцветметразведка» разрешена подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке с КН

Письмом администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ выдано техническое задание для разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории на вышеуказанном земельном участке.

Постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ утвержден разработанный проект планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке с КН по адресу: <адрес>

Согласно утвержденного проект планировки территории и проекта межевания территории на земельном участке было предусмотрено образование земельных участков для ведения дачного хозяйства в количестве 100 участков и земель общего пользования.

Впоследствии землепользователем была проведение работы по государственному кадастровому учету земельных участков, образованных в результате утвержденного органом местного самоуправления проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Чернецова Т.И. является членом СТСН «Треста «Уралцветметразведка» на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением общего собрания членов от ДД.ММ.ГГГГ истцу были предоставлены в пользование в СТСН «Треста «Уралцветметразведка» следующие земельные участки с КН , , , , ,

Истец ДД.ММ.ГГГГ через ГБУ СО «Многофункциональный центр» обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма с заявлениями о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков в аренду сроком на 49 лет в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации.

Администрацией ГО Верхняя Пышма в лице Комитета по управлению имуществом ДД.ММ.ГГГГ дан ответ , согласно которому Чернецовой Т.И. отказано в предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в связи с несоответствием протокола распределения земельных участков между членами товарищества требованиям закона.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» количество учредителей товарищества не может быть менее семи.

Вместе с тем, Федеральный закон №217-ФЗ вступил в законную силу с 01.01.2019.

Регистрация товарищества осуществлялась в период действия Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Требования указанного закона при регистрации садоводческого товарищества были соблюдены, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ: некоммерческая организация зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, с внесением сведений об учредителях в количестве 4 человек.

Исходя из правовой природы членами некоммерческой садоводческой организацией являются граждане, которые явились е учредителями при принятии решения об учреждении организации, а также приняты в члены путем принятия решения общим собранием членов товарищества.

В соответствии со статьей 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о ведении гражданами садоводства, садоводческие и огороднические товарищества являются видом ТСН. С ДД.ММ.ГГГГ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может быть создано (образовано): гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 9 Закона о ведении гражданами садоводства); гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков (пункт 2 статьи 9 Закона о ведении гражданами садоводства); в порядке реорганизации садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива (пункт 4 статьи 54 Закона о ведении гражданами садоводства).

Вместе с тем, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества и партнерства, зарегистрированные до вступления в силу Закона о ведении гражданами садоводства, могут продолжить свою деятельность.

Законом о ведении гражданами садоводства предусмотрены требования к учредителям товарищества: количество учредителей не может быть менее семи; учредителями товарищества могут быть только физлица; все учредители должны быть собственниками земельных участков в границах территории товарищества (если товарищество создается гражданами, уже имеющими земельные участки на данной территории).

В силу Закона о ведении гражданами садоводства протокол об учреждении товарищества, созданного после ДД.ММ.ГГГГ должен содержать сведения не менее чем о семи учредителях – физлицах и быть мим подписан. После госрегистрации товарищества как юрлица сведения об учредителях должны содержаться в протоколе об учреждении товарищества в ЕГРЮЛ.

При этом необходимо учитывать, что учредители товарищества не обладают какими-либо особыми правами, так как согласно части 7 статьи 10 Закона о ведении гражданами садоводства они становятся членами со дня госрегистрации как юрлица, а остальные граждане – после принятия решения общим собранием членов о принятии их в члены товарищества. Аналогичная правовая позиция была предусмотрена и в период применения Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ.

Исходя из изложенного, следует, что и учредители, и правообладатели земельных участков, принятые в члены товарищества на общем собрании, являются равными участниками некоммерческого товарищества. Особые функции учредителей, связанные с созданием товарищества как юрлица, заканчиваются в момент его госрегистрации и после которой органом управления товарищества являются общее собранием, председатель и правление, без закрепления особых функций и полномочий учредителей.

Протоколом общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ в члены товарищества были приняты физлица, количество членов товарищества составило 9 человек.

Более того, действующее законодательство с отношении некоммерческих организаций, не предусматривает обязательного внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, включая сведения об участниках (учредителях).

Учитывая изложенное, членами товарищества на момент обращения истца в администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, являлись 9 человек (4 человека - учредители и 5 человек приняты в члены решением общего собрания членов).

Частью 5 стать 54 Закона о ведении гражданами садоводства предусмотрено, наименование организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит приведению в соответствие со статьями 1-28 Закона о ведении гражданами садоводства при первом изменении учредительных документов. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствии со статьями 1 - 28 Закона о ведении гражданами садоводства действуют в части, не противоречащей закону.

Действующее законодательство о садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, созданных до введения в действие Закона о ведении гражданами садоводства, не предусматривает обязательного порядка внесения изменений в сведения о количестве учредителей.

Письмом Федеральной налоговой службы от 25.01.2021 , разъяснено, что в настоящее время законодательство не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (членах) садоводческих некоммерческих товариществ, в том числе изменении их состава.

Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создаётся реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.

Учитывая возложенную на указанных лиц обязанность, изменение сведений об учредителях (членах) садоводческих некоммерческих товариществ не требует внесения таких сведений в ЕГРЮЛ, поскольку их достоверность обеспечивается ведением реестра членов товарищества.

На основании изложенного, основания отказа по причине отсутствия сведений об учредителях в ЕГРЮЛ в количестве менее 7 человек является необоснованным и противоречащим нормам Закона о ведении гражданами садоводства и действующего законодательства о госрегистрации юрлиц.

При этом не может служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду и довод ответчика об отсутствии решений о принятии в члены льготных категорий граждан, состоящих в списках очередников администрации ГО Верхняя Пышма нуждающихся в получении земельного участка под садоводство.

Данное основание отказа не мотивировано органом местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает обязательного порядка принятия некоммерческим садоводческим товариществом решения о включении в число членов товарищества граждан, состоящих на учете в списках очередности на предоставление земельного участка под садоводство при органе местного самоуправления.

Выполнение обязательств по представлению граждан, состоящих на учете с целью предоставления земельного участка для ведения садоводства, возложено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, решением общего собрания членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о закреплении за администрацией ГО Верхняя Пышма земельных участков в количестве 15 участков.

Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Таких оснований для отказа в предоставлении земельных участков истцу в материалах дела не имеется.

Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет, наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

При этом ответ администрации не содержит правовое обоснование отказа в предоставлении земельного участка, установленное статьей 39.16 Земельного Кодекса, в связи с чем, оснований полагать его соответствующим требованиям подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.

Суд также принимает во внимание, что доказательств недобросовестности истца при приобретении земельных участков предоставлено не было, как и не были приведены доводы об этом.

На основании вышеизложенных норм права и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что поскольку оснований для отказа в передаче истцу спорных земельных участков в аренду не имелось, отказ органа местного самоуправления в заключении договоров аренды земельных участков является незаконным, а за Чернецовой Т.И. следует признать право на предоставление ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , сроком на 49 лет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                    

решил:

исковые требования Чернецовой Татьяны Ильиничны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать отказ администрации городского округа Верхняя Пышма, изложенный в письме Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, изложенный от ДД.ММ.ГГГГ , в заключении договоров аренды земельных участков незаконным.

Возложить на администрацию городского округа Верхняя Пышма в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма обязанность заключить с Чернецовой Татьяной Ильиничной договора в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации сроком на 49 лет на следующие земельные участки:

- с КН , площадью 892 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН , площадью 922 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН площадью 940 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН , площадью 922 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН , площадью 1003 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН площадью 1003 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН , площадью 1003 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

- с КН , площадью 1003 кв.м., категория земель – земли с/х назначения, вид разрешенного использования – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья                                         М.П. Вершинина.

2-315/2022 (2-2944/2021;) ~ М-2792/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернецова Татьяна Ильинична
Ответчики
Администрация ГО Верхняя Пышма
Другие
Комитет по управлению имуществом администрации ГО Верхняя Пышма
СТСН Треста Уралцветметразведка
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Вершинина Марина Павловна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky--svd.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022Дело оформлено
07.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее