Дело № 5-751/2021
55RS0002-01-2021-000469-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2021 года.
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Пархоменко Г.Л. (г. Омск ул. Лермонтова, д. 61),
с участием защитника Поповой Н.С.,
при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Строительная компания «Лидер»,находящегося по адресу: г.Омск,ул.Новосибирская,д.147(ОГРН 1145543016860,дата регистрации 21.04.2014),
УСТАНОВИЛ:
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» (далее по тесту ООО СК «Лидер»).
Из протокола об административном правонарушении, составленного 18.01.2021 начальником управления правовой и организационно-кадровой работы Министерства культуры Омской области, усматривается, что ООО СК «Лидер» допустило нарушение ст.5.1,7,30,36,40,45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 12.08.2020 в 15 часов 00 минут при проведении мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Культурный слой Первой Омской крепости», XVII-ХIХ вв. (далее – Объект), выявлен факт проведения ООО СК «Лидер» несогласованных земляных работ в непосредственной близости от границ Объекта без получения соответствующего согласования или разрешения Министерств культуры Омской области. В связи с обращением, поступившим в Министерство, об угрозе повреждения Объекта, на основании задания на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Омской области, № 6 от 12 августа 2020 года, специалистом Министерства проведены мероприятия по контролю за состоянием Объекта.
По результатам контроля выявлено, что в настоящее время вблизи Объекта проводятся масштабные земляные работы в ходе благоустройства набережной левого берега р. Оми между Комсомольским и Юбилейными мостами. В ходе данных работ произведено вскрытие почвенных слоев на всем пространстве между мостами, в ряде на глубину, превышающую 2 метра от дневной поверхности. По наблюдениям, данные вскрытия затронули не только техногенные напластования, сформированные в середине 20 века при строительстве Комсомольского и Юбилейного мостов, но также затронули и погребенные слои, связанные с историческим периодом существования города до 20 века.
Данные земляные работы проводятся в непосредственной близости от границ Объекта и создают угрозу его повреждения.
Предостережением № № от 7 октября 2020 года бюджетное учреждение города _ Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее - учреждение) было уведомлено о необходимости в срок до 20 октября 2020 года: 1) незамедлительно приостановить все виды работ на территории Объекта; 2) выполнить требования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) по обеспечению сохранности выявленного объекта в ходе проведения земляных, строительных и иных работ в границах его территории.
Согласно информации, представленной учреждением: 1) земельные работы осуществляются организацией ООО Строительная компания «Лидер»; 2) требования, о необходимости исполнить требования предостережения, направлены в адрес Организации».
В Министерство на согласование документы не поступали, какое-либо согласование или разрешение проведения данных работ Министерством не выдалось.
Местом совершения административного правонарушения является место их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом. В силу того, что мероприятия по контролю осуществлялись по месту нахождения Объекта, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, в створе улиц Броз Тито, Думской, К. Маркса, Ленина, местом совершения административного правонарушения является: г. Омск, Центральный административный округ, в створе улиц: Броз Тито, Думской, К. Маркса, Ленина. Действия ООО СК «Лидер» квалифицированы должностным лицом по ст.7.14 КоАП РФ (том1,л.д.3-6).
Законный представитель ООО СК «Лидер» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Попова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала о том, что вину юридическое лицо не признает, полагает, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения, заявитель не является субъектом административного правонарушения. О том, что работы будут проводиться вблизи границ объекта культурного наследия ООО «СК «Лидер» ни при заключении контракта, ни проведении работ уведомлено заказчиком не было. Просила производство по делу прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Чугай Д.А. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала, дополнительно указала, что объекту культурного наследия в ходе проведения работ вред не причинен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон) под объектом археологического наследия понимаются частично полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
В силу статьи 5.1 Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона проектирование и -.поведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона работы по -пользованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что 12.08.2020 в результате мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного (археологического) наследия федерального значения «Культурный слой Первой Омской крепости»,XVII-ХIХ вв. (далее – Объект), в ходе текущего осмотра в связи с обращением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано проведение масштабных земляных работ в ходе благоустройства набережной левого берега р.Оми между Комсомольским и Юбилейными мостами. В ходе данных работ произведено вскрытие почвенных слоев на всем пространстве между мостами, в ряде на глубину, превышающую 2 метра от дневной поверхности. По наблюдениям, данные вскрытия затронули не только техногенные напластования, сформированные в середине 20 века при строительстве Комсомольского и Юбилейного мостов, но также затронули и погребенные слои, связанные с историческим периодом существования города до 20 века.
Предостережением № № от 7 октября 2020 года бюджетное учреждение города _ Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее - учреждение) было уведомлено о необходимости в срок до 20 октября 2020 года: 1) незамедлительно приостановить все виды работ на территории Объекта; 2) выполнить требования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по обеспечению сохранности выявленного объекта в ходе проведения земляных, строительных и иных работ в границах его территории.
Согласно информации, представленной учреждением: 1) земельные работы осуществляются Организацией ООО Строительная «Лидер»; 2) требования, о необходимости исполнить требования предостережения, направлены в адрес Организации».
18.01.2021 должностным лицом Министерства культуры Омской области в отношении ООО СК «Лидер» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ состоит в организации или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании работы проводились ООО СК «Лидер» в соответствии с контрактом на выполнение работ №№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между бюджетным учреждением города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (заказчик) и ООО СК «Лидер» (подрядчик). Согласно условиям контракта место выполнения работ: территория комплексного благоустройства улицы Бударина в Центральном административном округе города Омска (улица Думская от Комсомольского моста до улицы Ленина, улица Чехова от Комсомольского моста до улицы Краснофлотская). Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №№ от ДД.ММ.ГГГГ,единтификационный код закупки №. Согласно п.1.6 контракта работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком, его иждивением –из его материалов(товаров), его силами средствами, в объеме определенном локальными сметными расчетами (Приложение №1 к настоящему контракту),в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение №2 к настоящему контракту),в соответствии с проектом (л.д.94-105).
Оспаривая вину в совершении административного правонарушения, защитником заявлено о том, что юридическому не было известно о проведении работ вблизи границ объекта культурного наследия. Работы проводились в соответствии с проектной документацией, которая была размещена при проведении аукциона и передана в последствии Заказчиком Подрядчику в производство работ. В проектной документации отсутствуют разделы об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. В документации об электронном аукционе на выполнение работ по комплексному благоустройству улицы Бударина в Центральном административном округе города Омска, идентификационный код закупки № указано, что объект закупки не является строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, работами по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, текущим ремонтом зданий, строений, сооружений, помещений.
В ходе рассмотрения дела доводы защитника о том, что юридическому лицу не было известно о проведении работ в границах объекта культурного наследия, ни проектной документацией, ни документацией об электронном аукционе, ни контрактом, либо какой-нибудь иной документацией опровергнуты не были, что также подтверждается ответом БУ г.Омска «УДХБ» на определения суда от 26.04.2021.
Так, согласно ответу первого заместителя директора, заместителя директора по экономике БУ г.Омска «УДХБ» от 11.05.2021(л.д.143) бюджетным учреждением ООО Строительная компания «Лидер» до заключения контакта №№ от 22.06.2020 не уведомлялось о выявленном объекте культурного (археологического)наследия федерального значения «Культурный слой Первой Омской крепости»,XVII-ХIХ вв. Бюджетным учреждением в адрес подрядной организации ООО Строительная компания «Лидер» разрешение на производство работ на выявленном объекте культурного (археологического) наследия по объекту благоустройство набережной реки Оми между Юбилейным и Комсомольскими мостами до начала производства работ не направлялось. По состоянию на 12.08.2020 подрядная организация ООО Строительная компания «Лидер» не была извещена бюджетным учреждением о проведении работ на выявленном объекте культурного (археологического)наследия федерального значения «Культурный слой Первой Омской крепости», XVII-ХIХ вв. 07.10.2020 в адрес бюджетного учреждения поступило предостережение №№ от Министерства Культуры Омской области о незамедлительной приостановке всех видов работ на территории выявленного объекта. 26.10.2020 бюджетным учреждением в адрес подрядной организации ООО Строительная компания «Лидер» направлено письмо о незамедлительной приостановке всех видов работ на территории выявленного объекта (том1, л.д.143).
Кроме того, как установлено в судебном заседании 17.07.2020 БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» обращалось в Министерство культуры Омской области с вопросом о возможности проведения работ по благоустройству территории, из данного обращения следует, что ООО «Архитектурно-проектное бюро «С-В-СТУДИО» подготовлен проект благоустройства территории набережной реки Оми между Юбилейным и Комсомольским мостами. Проектом благоустройства предусматриваются работы по демонтажу асфальтобетонного покрытия, устройству пешеходных тротуаров, велосипедной дорожки, озеленению, установке малых архитектурных форм. Указанные работы требуют проведения земляных работ, связанных с выемкой поверхностных слоев почвы на глубину до 0,4 м в толщине техногенных отложений, сформированных при устройстве набережной в советский период (том1,л.д.139).
В своем ответе на обращение от 17.07.2020 года Министерство культуры Омской области сообщило БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» об отсутствии возражений против осуществления данных работ при неукоснительном соблюдении условий их проведения, изложенных в обращении (том1,л.д. 144).
Однако, данная информация, как усматривается из ответа БУ г.Омска «УДХБ» от 11.05.2021,не была доведена заказчиком работ до подрядчика.
Таким образом, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании на момент установления административным органом 12.08.2020 факта проведения ООО СК «Лидер» работ на выявленном объекте культурного (археологического)наследия федерального значения «Культурный слой Первой Омской крепости»,XVII-ХIХ вв., ООО СК «Лидер» не было известно о проведении работ в границах объекта культурного наследия, данная информация была доведена Заказчиком только 26.10.2020.
Доказательств в подтверждение обратного административным органом в судебное заседание не представлено.
Указание в информации о заключенном контракте (его изменении) от ДД.ММ.ГГГГ, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, в разделе 3 «Объект закупки» в графе 4 «Позиции по КТР, ОКПД2, информация о ТРУ» работ по облицовке полов и стен плитками, кроме работ на объекте культурного наследия (код № не может быть признано доказательством о доведении Заказчиком до Подрядчика информации о проведении работ именно на объекте культурного наследия или в близи его границ, а также об обязанности у ООО СК «Лидер» получения разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на проведение данных видов работ. Согласно Общероссийскому классификатору работы под кодом № включают в себя работы по облицовке полов и стен плитками, кроме работ на объектах культурного наследия, т.е. в разделе «Объект закупки» указан вид работ именно так, как он поименован в соответствии с кодом классификатора.
Из содержания диспозиции ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Однако доказательств, в подтверждение наличия умысла у ООО СК «Лидер» на проведение работ без разрешения, должностным лицом в судебное заседание не представлено, а судом не добыто.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также требования частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, оснований полагать о наличии в действиях ООО СК «Лидер» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для привлечения к административной ответственности ООО СК «Лидер».
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО СК «Лидер» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Лидер» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Л. Пархоменко