Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-49/2021 от 25.01.2021

Судья Куриленко Р. В. дело № 12-49/2021

(номер дела в суде первой инстанции №5-4229/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Щенникова Е. В., рассмотрев 10 февраля 2021 года в г. Сыктывкаре дело по жалобе Корчагин И. А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 декабря 2020 года, которым

Корчагин И. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,

установил:

в отношении Корчагина И. А. участковым уполномоченным полиции ОП № 1 УМВД России по г. Сыктывкару .... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что он 22 октября 2020 года в ... минут находился в общественном месте, в магазине «...», по адресу: <Адрес обезличен>, без средств индивидуальной защиты (маски и иных подобных средств), нарушив правила поведения, установленные Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности».

По результатам рассмотрения протокола, судьёй городского суда вынесено вышеуказанное постановление.

Оспаривая законность вынесенного постановления, Корчагин И. А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как незаконный, указывая в обоснование об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения. Полагает, что не было законных оснований для введения режима повышенной готовности на территории Республики Коми, при этом Глава Республики Коми не является законодательной властью, у него отсутствуют соответствующие полномочия. При этом он не отказывался от использования надлежащей маски, однако средство индивидуальной защиты, отвечающее ГОСТам, сотрудники магазина ему не предоставили. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока его составления, что свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление. При назначении наказания судом не учтено наличие у него на иждивении двух несовершеннолетних детей. Также полагал возможным применить в данной ситуации положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также лицо, в отношении которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Корчагин И. А., не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствии неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Положениями статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В силу подпункта «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно подпункту «у» пункта 1 вышеназванной статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» указанного пункта.

То есть сам режим повышенной готовности вводится для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вместе с тем, при введении такого режима наступают определённые последствия, в частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

02 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации издан Указ N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предлагалось обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Республике Коми принят Указ Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности» (вместе с «Порядком передвижения и лиц и транспортных средств на территории Республики Коми в период действия режима повышенной готовности», «Перечнем противоэпидемических мероприятий, необходимых для организации работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»), в соответствии с пунктом 1 которого определено, что с 00.00 часов 16 марта 2020 года для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введён режим функционирования «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ».

В силу пункта 20.5 названного Указа (в редакции Указа Главы Республики Коми от 14 мая 2020 года № 46»), гражданам начиная с 15 мая 2020 года предписано обязательно использовать средства индивидуальной защиты - средства защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства), перчатки или дезинфицирующие средства при проезде на автомобильном транспорте общего пользования или такси, а также при нахождении в общественных местах (объектах торговли, аптеках и аптечных пунктах, а также в организациях бытового обслуживания населения и иных общественных местах).

Из анализа приведенных норм следует, что административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наступает за совершение физическим лицом действий, выразившихся в нарушении пункта 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности», устанавливающего обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении на территории Республики Коми режима повышенной готовности. Так гражданам начиная с 15 мая 2020 года предписано обязательно использовать средства индивидуальной защиты - средства защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства), перчатки или дезинфицирующие средства при проезде на автомобильном транспорте общего пользования или такси, а также при нахождении в общественных местах (объектах торговли, аптеках и аптечных пунктах, а также в организациях бытового обслуживания населения и иных общественных местах).

При рассмотрении дела судьёй городского суда установлено, что 22 октября 2020 года в ... минут Корчагин И. А. находился в общественном месте, в магазине «...» по адресу: <Адрес обезличен>, без средств индивидуальной защиты (маски), чем нарушил правила поведения, установленные пунктом 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность Корчагина И. А. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении СР <Номер обезличен> от 03 ноября 2020 года, рапортом УУП ОП-1 УМВД России по г. Сыктывкару ...., рапортом по сообщению от Корчагина И. А., зарегистрированному по КУСП <Номер обезличен> от 22 октября 2020 года, заявлением Корчагина И. А. о привлечении сотрудников магазина «...» к ответственности.

Таким образом, действия Корчагина И. А. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы Корчагина И. А. режим повышенной готовности на территории Республики Коми введён Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16.

При этом как разъяснено в ответе на вопрос № 17 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, применительно к Республике Коми это правила, установленные Указом Главы республики Коми от 15 марта 2020 года № 16.

Доводы жалобы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении и направления его на рассмотрение судье не может повлечь отмену постановления судьи городского суда.

В абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Поскольку сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его на рассмотрение судье не являются пресекательными, нарушение таких сроков не влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу.

Доводы жалобы о том, что магазин не обеспечил его маской, основан на неверном толковании норм права, и не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного акта.

Действия Корчагина И. А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям законодательства.

Корчагин И. А. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Несогласие заявителя с оценкой обстоятельств и доказательств по делу не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного постановления.

Срок давности и порядок привлечения Корчагина И. А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 4.2 данного Кодекса не имелось.

Кроме того, доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта не являются.

Наказание в виде административного штрафа назначено Корчагину И. А. в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выводы о необходимости назначения данного вида наказания судом мотивированы.

Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела и характера противоправного деяния, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют.

При проверке дела в полном объеме существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления суда, не установлено, в связи с чем, жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░

12-49/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Корчагин Илья Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щенникова Е. В.
Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
25.01.2021Материалы переданы в производство судье
10.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее