УИД№60RS0017-01-2023-000845-28 Дело № 5-101/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче протокола об административном правонарушении и материалов дела
на рассмотрение по подведомственности
**.**.****г. г. Печоры Псковской области
Судья Печорского районного суда Псковской области Фоминова Е.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), в отношении гражданки Российской Федерации Савицкой Людмилы Алексеевны, **.**.****г. года рождения, уроженки ...., Эстония, ранее зарегистрированной по месту жительства по адресу: ...., последнее известное место жительства: ...., паспорт гражданина РФ серии *** ***, выдан **.**.****г. ОУФМС России по Псковской области в Печорском районе (код 600-017),
У С Т А Н О В И Л:
В Печорский районный суд Псковской области поступили на рассмотрение материалы дела об административном правонарушении в отношении Савицкой Л.А., которая согласно протоколу об административном правонарушении *** от **.**.****г., составленному начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области Рафальским С.Ю., **.**.****г. в 00 часов 00 минут по московскому времени, являясь лицом, включенным на основании распоряжения Министерства юстиции РФ от 28.12.2020 № 1304-р в реестр иностранных агентов, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы в срок до **.**.****г. отчетов за **.**.****г. и отчетов за ***, формы представления которых № ОИА001, № ОИА003, № ОИА007 соответственно утверждены приказом Минюста России от 29.11.2022 № 304.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении установлено, что его рассмотрение не относится к компетенции судьи Печорского районного суда Псковской области в связи со следующим.
Положениями ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем подпункта "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Настоящее дело об административном правонарушении Управлением Министерства юстиции РФ по Псковской области направлено для рассмотрения в Печорский районный суд Псковской области исходя из места жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, Савицкой Л.А. по адресу: Псковская область, г.Печоры, .....
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно справке начальника ОВМ МО МВД России «Печорский» от **.**.****г. Савицкая Л.А., **.**.****г. г.р., была зарегистрирована по месту жительства с **.**.****г. по 2012 год по адресу: Псковская область, г. Печоры, ....; с **.**.****г. по **.**.****г. по адресу: Псковская область, ....; по сведениям ОВМ МО МВД России «Печорский» в регистрации по месту жительства/пребывания на территории РФ не значится.
Как следует из информации, представленной начальником ОАСР УВМ УМВД России по Псковской области от **.**.****г. по сведениям, имеющимся в автоматизированных информационных ресурсах МВД России, Савицкая Л.А., **.**.****г. г.р., зарегистрирована по месту жительства с **.**.****г. по адресу: Псковская область, г.Печоры, ...., сведений о снятии с регистрационного учета по месту жительства с указанного адреса в информационных учетах не имеется. Вместе с тем, в период с **.**.****г. по **.**.****г. Савицкая Л.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Псковская область, ...., снята с регистрационного учета по указанному адресу на адрес: ...., по которому была зарегистрирована по месту пребывания в период с **.**.****г. по **.**.****г., иных сведений о регистрации Савицкой Л.А. не имеется.
Как следует из копии паспорта Савицкой Л.А., последняя **.**.****г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Псковская область, г. Печоры, ...., **.**.****г. ОУФМС России по Псковской области в Печорском районе снята с регистрационного учета по указанному адресу, **.**.****г. ОУФМС России по Псковской области в г. Пскове зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...., снята с регистрационного учета по указанному адресу **.**.****г..
Таким образом, Савицкая Л.А. регистрации по месту жительства в г. Печоры Псковской области не имеет, последним известным её местом жительства и регистрации является г. Псков Псковской области.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Савицкая Л.А. в судебное заседание не явилась.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, адвокат Мартынова Т.Г. полагала, что производство по делу об административном правоотношении в отношении Савицкой Л.А. подлежит прекращению, указав о том, что Савицкая Л.А. регистрации по месту жительства в г.Печоры Псковской области не имеет, фактически с ноября 2021 года на территории РФ не проживает.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Рафальский С.Ю. в судебном заседании пояснил, что по имевшимся в Управлении Министерства юстиции РФ по Псковской области сведениям Савицкая Л.А. с **.**.****г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: Псковская область, г. Печоры, ..... Учитывая то, что последним известным местом жительства Савицкой Л.А. является ...., о чем последней также указано в представленных в Министерства юстиции РФ посредством электронного взаимодействия документах, полагал возможным предать дело об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в Псковский городской суд Псковской области.
Согласно подп.2 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела Савицкая Л.А., **.**.****г. внесена в реестр иностранных агентов Минюста России; обязанность по предоставлению отчетности возложены на Савицкую Л.А. с **.**.****г., о чем Савицкая Л.А. была уведомлена.
В силу частей 1, 4 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее ФЗ № 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст.4 ФЗ № 255-ФЗ.
Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Согласно частям 8-10 ст. 9 ФЗ № 255-ФЗ иностранный агент обязан ежегодно, один раз в полгода и ежеквартально в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом, представлять следующие сведения: отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе; об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников; об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников; информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий; об изменениях в указанных сведениях.
В соответствии с ч. 9 ст. 9 ФЗ № 255-ФЗ приказом Минюста России от 29.11.2022 №304 утверждены Порядок представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (приложение № 1) (далее - Порядок), форма № ОИА001 отчета о деятельности иностранного агента (приложение № 3), форма № ОИА003 сведений об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, целях и объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), целях и объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников (приложение № 5), форма № ОИА007 сведений об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 - 5 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (приложение № 9).
Согласно пунктам 1, 3, 4, 6 Порядка указанные сведения физическое лицо, сведения о котором включены в реестр иностранных агентов, представляет в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган лично либо в виде почтового отправления с описью вложения один раз в полгода и ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода, то есть не позднее 15 января. Все листы предоставляемых сведений должны быть прошиты и заверены подписью заявителя. Датой представления документов считается дата их принятия Минюстом России, если документы представлены лично, либо дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.
Принимая во внимание то, что объективная сторона вменяемого Савицкой Л.А. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по предоставлению иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Учитывая, что обязанность по представлению иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 ФЗ N 255-ФЗ, лежит на конкретном (юридическом или физическом) лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), не исполнившего такие требования.
Местом жительства гражданина по общему правилу признается жилое помещение (например, жилой дом, квартира, комната), где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях и в котором он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Таким образом, регистрация по месту пребывания и по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Как установлено Савицкая Л.А. регистрации по месту жительства в г. Печоры Псковской области с 2012 года не имеет, последним адресом её регистрации по месту жительства являлось - .....
Последним известным фактическим местом жительства Савицкой Л.А. является ...., что подтверждается информацией, представленной УВМ УМВД России по Псковской области, а также сведениями о месте жительства, указанными Савицкой Л.А. в обращении, направленном в Министерство юстиции РФ **.**.****г..
На основании вышеизложенного, принимая во внимание то, что Савицкая Л.А. регистрации по месту жительства в г. Печоры Псковской области не имеет, судья полагает необходимым в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ передать протокол об административном правонарушении и иные материалы дела в отношении Савицкой Л.А. для рассмотрения по подведомственности в Псковский городской суд Псковской области по месту совершения административного правонарушения, исходя из фактического места жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
Приходя к такому выводу, судья также учитывает то, что в г. Печоры Псковской области уполномоченный орган (Министерство Юстиции РФ или его территориальный орган), в который иностранный агент обязан лично либо посредством почтовой связи представить сведения, предусмотренные частью 8 статьи 9 ФЗ N 255-ФЗ, не располагается.
На основании изложенного и руководствуясь подп.2 п.2 ст.29.9, ст. 29.12 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Передать протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и другие материалы дела в отношении Савицкой Людмилы Алексеевны для рассмотрения по подведомственности в Псковский городской суд Псковской области (180007, Псковская область, г. Псков, ул. Петровская, д.24).
Копию настоящего определения направить для сведения лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Определение в окончательной форме изготовлено **.**.****г..
Судья Е.Н. Фоминова
Определение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх