Дело 12-701/2022
Р Е Ш Е Н И Е
20 октября 2022 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Николаева И.П., при секретаре Хаташкеевае А.Г., рассматривая в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства социальной защиты населения РБ Гармаевой О.Б., действующей на основании доверенности от 21.03.2022 г. на постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22.09.2022 г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, расположенного по адресу: г.ФИО1, <адрес>,
в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 22.09.2022 года Министерство социальной защиты населения РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Жалоба рассматривается в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения законного представителя юрлица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим кодексом. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме
На судебное заседание представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены. От представителя Минсоцзащиты РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом.
Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности в случае, если будет установлено, что он не выполнил требование исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.
Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 №2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным законом определяется Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014г. № 107 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан" утверждена государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан». В Программе указано, что одним из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации является защита имущественных и жилищных прав детей-сирот. Для реализации жилищных прав граждан из числа детей-сирот выделяются денежные средства из средств федерального и регионального бюджетов.
Согласно Государственной программе «Социальная поддержка граждан» по исполнению мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты РБ и Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ, при этом Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Распоряжением Правительства РБ от 19.08.2020г. № 480-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в котором перечислены мероприятия по передаче жилых помещений, сроки реализации и ответственные исполнители.
В Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно постановлению Правительства РБ от 14.04.2009 №131, Минстрой РБ осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе, функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительств социально-культурного, бытового, жилищного, включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилищно-коммунального назначения, по приобретению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Таким образом, Министерство социальной защиты населения РБ не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, с привлечением других органов исполнительной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, государственных казенных и бюджетных учреждений.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Минсоцзащиты РБ в отдел службы судебных приставов предоставило информацию по исполнительному производству ...-ИП, где указаны обстоятельства, причины и длительность процедуры приобретения жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда, в связи с чем предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по месту проживания, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим нормам, не представляется возможным по объективным причинам.
Данные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу не были проверены и не дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ- должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:1) наличие события административного правонарушения;2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;3) виновность лица в совершении административного правонарушения;4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановлением Верховного Суда РФ от 01.04.2021 N 18-АД21-6-К4 в отношении администрации муниципального образования "город Краснодар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности администрации в совершении вмененного правонарушения и подлежал выяснению по настоящему делу об административном правонарушении. Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у администрации возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Согласно приложенным к жалобе документам установлено, что процедуры формирования специализированного жилищного фонда определены «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от19.08.2020 года №480-р, и включает в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрация права собственности и оперативного управления.
Ответственными по настоящим мероприятиям являются ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
24.12.2021 года Правительством Республики Бурятия с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ заключено Соглашение на сумму 325452,4 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета -305925,3 тыс. руб., средства Республики Бурятия – 19527,1 тыс. руб., плановый результат исполнения субсидий составляет 161 чел. В бюджете Республики Бурятия предусмотрено 52,6 млн руб. на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот по судебным решениям, план – 22 чел. В декабре 2021 года Министерством подготовлена и направлена бюджетная заявка на февральскую сессию Народного Хурала о выделении дополнительных средств на социальную выплату (Сертификат) в сумме 181127,2 тыс. руб. На сессии Народного Хурала 03.03.2022 года принят Закон «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О Республиканском бюджете на 2022 года и плановый период 2023 и 2024 годов» дополнительно выделено 48765,0 млн. руб. на 21 сертификат. Таким образом, в 2022 г. бюджета Республики на эти цели планируется 101,3 млн. руб., общий плановый показатель – 204 чел.
13.01.2022 года, 18.02.2022 года, 25.03.2022, 14.04.2022, 04.05.2022, 23.05.2022, 30.06.2022, 15.07.2022, 26.08.2022, 07.09.2022 года в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и ГКУ РБ «УКС ПРБ», должником направлялась информация о наличии потребности в жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования специализированного жилищного фонда для граждан из числа детей-сирот в разрезе муниципальных районов и городских округов, приобретаемых на средства федеральной субсидии, также в виду наличия судебных решений о предоставлении жилых помещений в г.Улан-Удэ на средства выделенные из республиканского бюджета о необходимости приобретения жилых помещений в г.Улан-Удэ.
Всего в 2021 г. исполнено судебных решений в отношении 46 человек, в т.ч. 21 человек из сводного списка и первичное предоставление на средства Субсидии, 6 человек на средства РБ и 19 гражданам выданы сертификаты.
Правительством Республики Бурятия 28.09.2021 года утверждена программа ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями, образовавшейся на 01.01.2020 г. сроки реализации программы 2021-2038 годы. Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Бурятия в рамках Постановления Правительства РБ от 14.03.2014 года №107 « Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан»». При существующих темпах формирования специализированного жилищного фонда, реализация Программы возможна только при условии выделения средств в том числе федерального бюджета на условиях софинансирования или в соответствии с условиями Соглашения о предоставления субвенций из федерального бюджета.
В настоящее время в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводятся процедуры электронных аукционов на приобретение соответствующего жилья, в том числе в целях исполнения многочисленных судебных решений.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета республики, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории республики специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда по рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Судом установлено, что Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решений суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями Министерства.
Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.
При этом, как это усматривается из материалов дела, на момент установления судебным приставом-исполнителем срока для исполнения указанного требования данных о наличии в распоряжении должника соответствующего указанному в исполнительном документе свободного от прав иных лиц жилого помещения, поступлении должнику субвенций из бюджета РБ на приобретение такого помещения у судебного пристава-исполнителя не было. Доказательств обратного, материалы дела об административном правонарушении, возбужденного судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства, не содержат.
Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение Министерством предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При рассмотрении дела судом установлено, что сроки давности привлечения к административной ответственности по ст.4.5 КоАП РФ не истекли и не пропущены сроки обжалования постановления.
Статьей 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, ст. 24.5 настоящего кодекса и а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом приведенных обстоятельств, отсутствия доказательств виновности Министерства соцзащиты РБ в совершении административного правонарушения, суд не усматривает в действиях состав правонарушения, предусмотренный ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ и полагает возможным прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях юридического лица.
Руководствуясь ст. 30.1-30.3, ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ. от 22.09.2022 г. по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ отменить, жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - удовлетворить.
Производство по административному делу в отношении юридического лица Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.П. Николаева
УИД 04RS0007-01-2022-006077-20