Дело №(2-481/2023)
УИД-05RS0№-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РД) в <адрес> к администрации муниципального образования (далее – МО) «<адрес>» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства указывая, что согласно поручению Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от 31.07.2023г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» была проведена проверка соблюдения санитарно-гигиенического законодательства, в ходе которой были установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, о чем составлен акт санитарно-гигиенического обследования № от 20.11.2023г.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что администрацией МО «<адрес>» <адрес> РД не оборудованы (не построены) благоустроенные (типовые) контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных. общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
и п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра») по установленным адресам.
Согласно реестру мест накопления ТКО администрацией МО «<адрес>» <адрес> РД указаны следующие места (площадки) в населенном пункте:
- <адрес> (центр);
- <адрес>;
- <адрес>,
однако контейнерные площадки в указанных местах не оборудованы, что является нарушением п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. №.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2023г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Соглашением от 10.01.2022г. полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах поселения переданы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД.
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2023г. №131-ФЗ и п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ полномочий на территории МО «<адрес>» <адрес> РД отнесена к компетенции администрации МО «<адрес>».
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и правовыми актами РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.01.2021г. утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации МО «<адрес>» <адрес> РД утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которому на территории поселения определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную среду - обязанность государства.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании изложенного просит суд возложить на администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с нормами СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территории МО «<адрес>» по адресам:
- <адрес> (центр);
- <адрес>;
- <адрес>,
а также обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель истца ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о дате и месте его проведения, просил суд рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя истца.
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО3 в судебное заседание также не явился, хотя надлежащим образом извещался о дате и месте его проведения, в письменном заявлении просит суд рассмотреть данное дело без его участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие сторон, просивших о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представителем ответчика ФИО3 представлено в суд письменное заявление о признании в полном объеме исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему ясны.
Изучив материалы настоящего гражданского дела и письменное заявление ответчика, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, причем суд не принимает признание иска ответчиком в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Письменное заявление о признании иска подписано представителем ответчика - главой администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО3, оно не противоречит ГПК РФ или иным федеральным законам и не нарушает права других лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему ясны.
Как установлено ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что данное волеизъявление ответчика не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, принимает признание иска ответчиком, в связи с чем считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 103, 173, 194-198 и 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «<адрес>» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории администрации МО «<адрес>» <адрес> РД по следующим адресам:
- <адрес> (центр);
- <адрес>;
- <адрес>,
Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД опубликовать решение суда в средствах массовой информации в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Акушинский районный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Абдуллаев М.Н.