Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1091/2022 ~ М-530/2022 от 25.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2022 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При помощнике судьи Добиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1091/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОРИОН» об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ОРИОН» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка, в котором просило восстановить процессуальный срок для обращения в суд и установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 3184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственную базу, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, Ставропольский район, с.Русская Борковка, ул.Северная, участок № 10-К, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 915 527 рублей 36 копеек.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежал указанный земельный участок, который был продан 12.01.2021 года ИП Петрову Д.В. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ» от 22.12.2000 года № 65-20.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке, просил административное исковое заявление удовлетворить, восстановив процессуальный срок для обращения в суд.

Представители административного истца, Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области Петров Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Григорова Н.А. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых разрешение заявленных требований по существу оставил на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление в суд не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 3184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственную базу, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, Ставропольский район, с.Русская Борковка, ул.Северная, участок № 10-К, принадлежал на праве собственности ООО «ОРИОН». В настоящее время собственником земельного участка является Петров Д.В. на основании договора купли-продажи от 12.01.2021 года № 1, что подтверждается договором купли-продажи от 12.01.2021 года № 1, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.06.2022 года.

Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610, и по состоянию на 01.01.2013 года составляет 2 162 732 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25.05.2022 года.

Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 года № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, в том числе спорного земельного участка. Постановление вступило в законную силу с 01.01.2021 года.

На основании п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 20.01.2021 года № 21/1с-12 заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем:

В соответствии с п.11 ФСО № 7 оценщик должен провести анализ в сегменте рынка объекта оценки. Объект оценки – земельный участок в Ставропольском районе Самарской области. Оценщик принимает в качестве сегмента рынка территорию г.Тольятти и Ставропольского района, никак не поясняя расширение рынка и не проведен анализ рынка этих двух муниципальных образований. Нарушен п.11 ФСО № 7.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и 22.04.2022 года обратился с соответствующим заявлением в суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 15 статьи 378.2, пункту 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Поскольку расчет земельного налога производится исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, у административного истца имеется право на перерасчет земельного налога, с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости земельного участка продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает возможным рассмотреть заявленные истцом требования по существу.

Таким образом, обращение ООО «ОРИОН» в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ» от 22.12.2020 года № 65-20, из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером <адрес>, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 01.01.2013 года составила 915 527 рублей 36 копеек.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на 01.01.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

Из письменных пояснений оценщика ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ» Кириной Е.С. следует, что на странице 11 отчета об оценке при описании местоположения объекта оценки, оценщиком приведены сведения о районе местоположения объекта оценки, которым является Ставропольский район, с.Русская Борковка. На странице 25 отчета об оценке, при определении сегмента рынка объекта оценки, оценщик указывает на принадлежность рынка объекта оценки к рынку земельных участков промышленного назначения г.Тольятти. далее также на странице 25 отчета об оценке в разделе 10.3 – анализ фактических данных о целях сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка объекта оценки с указанием интервала значения цен. Оценщик указывает на территории (районы), которые включены в сегмент рынка земельных участков промышленного назначения г.Тольятти. А именно: учтены объекты недвижимости, расположенные в Ставропольском районе Самарской области (с.Русская Борковка, с.Тимофеевка, с.Приморское, с.Подстепки), поскольку несмотря на территориальную принадлежность находятся внутри городской черты г.Тольятти и в силу исторических причин градостроительного развития имеют общую транспортную сеть. Выбор также обсуловлен кроме непосредственной близости к г.Тольятти ценой предложений указанной недвижимости, находящейся в одном диапазоне с объектами, выставленными к продаже на территории г.Тольятти. Оценщиком верно определен сегмент рынка объекта оценки с приведенным обоснованиями этого выбора, а также проведено обоснование включение в сегмент рынка г.Тольятти таких территорий как: с.Русская Борковка, с.Тимофеевка, с.Приморское, с.Подстепки, нарушений п.11 ФСО № 7 нет.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22.04.2022 года, датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 29.12.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ОРИОН» об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3184 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственную базу, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 915 527 рублей 36 копеек.

Дата подачи административного иска в суд 22.04.2022 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области 29.12.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                      М.А.Панкова

3а-1091/2022 ~ М-530/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИОН"
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Другие
Администрацию с.п. Тимофеевка
Администрация муниципального района Ставропольский
Петров Д.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация административного искового заявления
26.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее