Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-660/2022 ~ М-615/2022 от 19.07.2022

Дело № 2-660/2022

УИД 34RS0038-01-2022-001045-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года                        р.п. Средняя Ахтуба

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Чурюмова А.М.,

при секретаре Александровой С.С.,

с участием истца Бакумовой К.А.,

представителя ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, действующей на основании доверенности, Мерзляковой В.Ю.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области, действующей на основании доверенности, Мухамбетовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакумовой К.А. к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бакумова К.А. обратилась в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ она проходила по <адрес> как неожиданно к ней кинулась бродячая собака и покусала её. После произошедшего, она обратилась в органы полиции. При этом, её заявление было передано по подведомственности в администрацию Среднеахутбинского сельского поселения.

Территориальной административной комиссией городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области определением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности.

От укуса бездомной собаки она испытала боль, стресс и нервное потрясение, также пришлось испытывать боль от уколов, нейтрализующих вирус бешенства.

Просит взыскать с ответчика в пользу неё компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В судебном заседании истец Бакумова К.А. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мерзлякова В.Ю., в судебном заседании просила в удовлетворении искового заявления отказать, представила письменные возражения.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахутбинского района Волгоградской области Мухамбетова А.О. полагала исковые требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Миндрина Н.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права как указано, в п. 1 ст. 11 ГК РФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В соответствии с пунктом 4.8 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 (утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 №23) установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Согласно пункту 4.9 ВП 13.3.1103-96 порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).

Закон Волгоградской области №94-ОД от 15.07.2013 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных» устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.

В силу ст.1 Закона №94-ОД органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных.

В силу ст.10 вышеназванного Закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ и законодательством Волгоградской области.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляем данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 54 от 06 мая 2010 года, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В силу пункта 3 статьи 7 вышеуказанного Закона органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Согласно статье 4 Закона Волгоградской области от 15.07.2013 N 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе:

- получать субвенции из областного бюджета на финансовое обеспечение государственных полномочий;

- дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов.

Согласно справке МКУ «Административно-хозяйственная служба» от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году выделена субвенция администрации Среднеахтубинского муниципального района из бюджета Волгоградской области бюджету Среднеахтубинского муниципального района на отлов бродящих собак в сумме 505 900 руб.

Для исполнения мероприятий по данной субвенции заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Миндриной Н.В. на оказание услуг по отлову животных без владельцев (собак), их содержанию в приюте для животных и возврату на прежние места обитания на территории Среднеахутбинского муниципального района Волгоградской области в сумме 505 900 руб.

Как установлено судом, истец ДД.ММ.ГГГГ Бакумова К.А., проходя по <адрес>, к ней неожиданно кинулась бродячая собака и покусала её.

Как установлено судом и усматривается из медицинской документации Бакумова К.А. обращалась в Среднеахтубинскую ЦРБ по факту ран образовавшихся после укуса собаки, в связи с чем ей была оказана медицинская помощь и назначены прививки.

Согласно материалам КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по факту заявления Бакумовой К.А., ДД.ММ.ГГГГ примерно в 16 час. 00 мин. у <адрес> бродячая собака покусала Бакумову К.А. Согласно сопроводительному письму от ДД.ММ.ГГГГ материал проверки КУСП передан по подведомственности в администрацию Среднеахутбинского сельского поселения по подведомственности. Определением территориальной административной комиссией городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности.

В судебном заседании факт безнадзорности собаки, покусавшей Бакумову К.А. ДД.ММ.ГГГГ по адресу у <адрес> нашел своё подтверждение.

Поскольку судом установлено, что Бакумова К.А. в результате нападения бродячей собаки был причинен вред здоровью и моральный вред, поскольку у неё имелись реальные опасения за свою жизнь и здоровье, при этом она испытала сильный испуг, боль от уколов, нейтрализующих вирус бешенства, суд признает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании компенсации морального вреда, при этом считает разумным и справедливым компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., исходя из фактических обстоятельств дела, при которых был причинен вред, а также характера физических и нравственных страданий Бакумовой К.А., доказанности факта причинения последней телесных повреждений.

Судом установлено, что в силу приведенных выше положений, действующих нормативных актов организация отлова безнадзорных собак возлагается на ИП Миндрину Н.В., при этом субвенция на осуществление государственных полномочий Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и проведения мероприятий по отлову, содержанию и уничтожению безнадзорных животных в 2022 году представлены в бюджет администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, поэтому взыскание компенсации причиненного морального вреда в пользу Бакумовой К.А., которая подверглась нападению безнадзорной (бродячей) собаки у <адрес>, в результате которого получила вред здоровью от укусов бродячей собаки, надлежит произвести с ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бакумовой К.А. к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в пользу Бакумовой К.А. в счет компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья     подпись         А.М. Чурюмов

Мотивированный текст решения изготовлен 04 октября 2022 года.

Судья     подпись         А.М. Чурюмов

Подлинник данного документа

подшит в деле № 2-660/2022,

которое находится в

Среднеахтубинском районном суде

2-660/2022 ~ М-615/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бакумова Ксения Алексеевна
Ответчики
администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Другие
Администрация городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области
ИП Миндрина Наталья Владимировна
Фролов Павел Александрович
Суд
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Судья
Чурюмов Александр Михайлович - 740
Дело на сайте суда
ahtub--vol.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2022Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее