дело №
86RS0№-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Югорск 30 августа 2021 года
Югорский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:
представителя истца Сухицкого Ю.М.,
при секретаре Харитоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532/2021 по исковому заявлению Султановой Рамины Ранисовны к администрации г.Югорска о признании права собственности на нежилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Югорска о признании права собственности на нежилое помещение.
В обоснование требований указала, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в ее владении и пользовании находился земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью № земельном участке возведено нежилое здание дорожного сервиса, общей площадью №м. Разрешение на строительство получено ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления за продлением разрешения на строительство, в чем ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано, поскольку подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство произведена после истечения срока действия разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ управление архитектуры и градостроительства отказало в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия действующего разрешения на строительство. Указанные отказы в продлении разрешения на строительство и отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не оспариваются. Устранить указанное несоответствие не представляется возможным по причине того, что построенный объект капитального строительства является объектом недвижимости, то есть объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Строительство объекта фактически завершено. Продление разрешения на строительство не представляется возможным. Вместе с тем, выявленное несоответствие является незначительным, не создающим угрозу жизни и здоровью других лиц, оно не нарушает права и законные интересы людей, проживающих в городском округе Югорск. Здание дорожного сервиса соответствует требованиям технических регламентов, требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета, соответствует требованиям санитарных норм и правил. Указанное здание дорожного сервиса подключено к существующим сетям газоснабжения, а также к сетям электроснабжения. Согласно техническому заключению по результатам строительно-технической экспертизы объекта капитального строительства здание дорожного сервиса находится в исправном состоянии и по своему техническому состоянию пригодно для эксплуатации, которая не представляет угрозы жизнедеятельности населения, включая маломобильные группы населения. Просила признать за ней право собственности на нежилое здание дорожного сервиса, площадью №м., расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - администрация <адрес>, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в деле не направил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляют принадлежащие ему права владения и пользования участком.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В силу статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.
Таким образом, собственники объектов недвижимости на земельном участке вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пп. 2 п. 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2).
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно договору аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации <адрес> предоставил в аренду ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>Б, разрешенное использование земельного участка: размещение объектов дорожного сервиса. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разрешению на строительство №RU 86322000-117 от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> администрация разрешает строительство объекта капитального строительства «Дорожный сервис», с основными показателями объекта: общая площадь здания №.м., торговая площадь № кв.м., строительный объем № м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>Б, возведено нежилое здание дорожного сервиса, общей площадью 583,1кв.м.
Нежилое здание «Дорожный сервис», расположенное по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>Б, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является объектом незавершенного строительства с кадастровым номером: №, степень готовности 80%, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», правообладателем является ФИО1 (договора дарения объекта незавершённого строительства от ДД.ММ.ГГГГ), кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – земельный участок №
24.02.2021 Департаментом муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска отказано в удовлетворении заявления Султановой Р.Р. о продлении разрешения на строительство указанного объекта «Дорожный сервис».
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом муниципальной собственности и градостроительства администрации <адрес> отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта - Дорожный сервис, расположенный по адресу – <адрес>, поскольку отсутствует действующее разрешение на строительство, технический план капитального строительства.
Согласно техническому заключению по результатам строительно-технической экспертизы объекта капитального строительства: «Здание дорожного сервиса, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>», выданному ООО «Специндустрия» от ДД.ММ.ГГГГ, конструктивная схема здания дорожного сервиса обеспечивает прочность, устойчивость, геометрическую неизменяемость в целом, а также в отдельных его элементах. Конструктивная надежность и безопасность здания дорожного сервиса не противоречит ч.1 ст.41 Федеральному закону №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент и безопасность зданий и сооружений». Здание дорожного сервиса соответствует ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в части утепления наружных стен, покрытий, установке приборов учета энергетических ресурсов. Дорожный сервис находится в исправном состоянии и по своему техническому состоянию пригоден для эксплуатации, которая не представляет угрозы жизнедеятельности населения, включая маломобильные группы населения, количеством рабочих мест - 10. Здание может быть использовано как нежилое здание – дорожный сервис.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о рыночной стоимости здания дорожного сервиса по адресу – ХМАО-Югра, <адрес>Б, выполненного экспертом-оценщиком Поддубным следует, что итоговая рыночная стоимость нежилого здания дорожного сервиса, общей площадью № кв.м., по состоянию ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 200 000 рублей.
Из представленных доказательств следует, что здание дорожного сервиса по адресу – ХМАО-Югра, <адрес>, соответствует требованиям технических регламентов, требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета, соответствует требованиям санитарных норм и правил.
В соответствии с пунктами 25, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 указанного Постановления Пленума, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу, что нежилое здание дорожного сервиса по адресу – <адрес>Б возведено истцом на арендуемом земельном участке, за ФИО1 признано право собственности на объект незавершенного строительства, при его возведении не допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, сохранение самовольной постройки на нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан в настоящее время и возможность его эксплуатации в будущем с учетом потенциальной возможности посещения объекта многочисленным количеством людей.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> о признании права собственности на нежилое здание дорожного сервиса подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ № (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ - <░░░░░> – ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░