№ 2-41/2023
УИД 61RS0043-01-2022-001362-65
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Морозовск 01 марта 2023 года
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лазутиной П.В.,
секретаря судебного заседания Деевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Морозовского района Ясиновской Я.А.,
представителя ответчика – исполняющей обязанности Главы Администрации Гагаринского сельского поселения Максимовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Гагаринского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, третьи лица министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (Минприроды Ростовской области) о проведении рекультивации части земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Ростовской межрайонной природоохранной прокурор обратился в Морозовский районный суд с иском к Администрации Гагаринского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, которым просит о проведении рекультивации части земельного участка.
В обоснование иска указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению заместителя руководителя управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Костылева А.А. проведена проверка исполнения законов об охране окружающей среды на территории Морозовского района.
Установлено, что 31.07.2022 государственным инспектором земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) проведено выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
В результате обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № установлено, что в восточной части участка размещен карьер площадью 6200 кв. м, образованный в результате добычи полезных ископаемых (песка). В результате разработки карьеров нарушен верхний плодородный почвенный покров на всей площади карьера. Внутри карьера произрастает сорная травянистая растительность, встречается древесно-кустарниковая растительность, присутствуют очаги бытового мусора.
При проведении обследования указанного земельного участка произведен отбор почвенных проб, с целью определения агрохимических показателей почвы.
Согласно заключению по результатам оценки соответствия почв показателям качества и безопасности (агрохимические показатели) от 29.08.2022, подготовленному ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора», в 4 пробах выявлено 12 случаев снижения показателей плодородия в сравнении с контрольной пробой, а именно по показателям обменного калия, органического вещества, подвижной формы фосфора, также в 4 пробах выявлено 12 случаев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающихся в изменении числовых значений не менее 3 критериев для каждой пробы.
В судебном заседании помощник прокурора Морозовского района Ясиновская Я.А., действующая по поручению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Максимова И.Ю., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, просила предоставить разумный срок для выполнения заявленных исковых требований ввиду отсутствия денежных средств на данный расчетный период.
Третьи лица министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (Минприроды Ростовской области), каждый в отдельности уведомлены о дате и времени судебного заседания, надлежащим образом. От каждого участника процесса поступили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия. Отзывы представлены не были.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
К основным принципам охраны окружающей среды Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит в частности: ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится в том числе контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
Согласно ч. 5, 6 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 (далее Правила), рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградацит земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением к разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защиты лесных насаждений.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением, и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых, устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в том числе органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 30, 32 Правил завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
В случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки лица, деятельность которых привела к образованию выемок на части земельного участка с кадастровым номером № на площади 6200 кв. м, нарушению верхнего плодородного почвенного покрова, не установлены.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Гагаринское сельское поселение» Морозовского района Ростовской области.
Вместе с тем, Муниципальным образованием «Гагаринское сельское поселение» Морозовского района в нарушение ст. ст. 3, 4, 7, 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 8 Правил не обеспечено надлежащее содержание земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности, на котором допущено наличие карьера, образованного в результате добычи полезных ископаемых, рекультивация нарушенных земель не проведена.
Кроме того, по результатам проверки 21.10.2022 главе администрации Гагаринского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Вместе с тем, исходя из поступившего ответа, нарушения закона, а также причины и условия, им способствующие, до настоящего времени не устранены.
Учитывая изложенное, администрация Гагаринского сельского поселения посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, что создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Администрация Гагаринского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. И Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению заместителя руководителя управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Костылева А.А. проведена проверка исполнения законов об охране окружающей среды на территории Морозовского района.
31.07.2022 государственным инспектором земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) проведено выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
В результате обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № установлено, что в восточной части участка размещен карьер площадью 6200 кв. м, образованный в результате добычи полезных ископаемых (песка). В результате разработки карьеров нарушен верхний плодородный почвенный покров на всей площади карьера. Внутри карьера к произрастает сорная травянистая растительность, встречается древесно- кустарниковая растительность, присутствуют очаги бытового мусора.
Кроме того, при проведении обследования земельного участок; сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, местах размещения карьеров по добыче полезных ископаемых произведен отбор почвенных проб, с целью определение агрохимических показателей почвы.
Согласно заключению по результатам оценки соответствия почв показателям качества и безопасности (агрохимические показатели) от 29.08.2022, подготовленному ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора», в 4 пробах выявлено 12 случаев снижения показателей плодородия в сравнении с контрольной пробой, а именно по показателям обменного калия, органического вещества, подвижной формы фосфора, также в 4 пробах выявлено 12 случаев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающихся в изменении числовых значений не менее 3 критериев для каждой пробы.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Таким образом, применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные Ростовским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральнымзаконом.
При решении вопроса об установлении указанного срока суд учитывает, что представителями ответчика заявлено о предоставлении срока исполнения решения суда, в связи с отсутствием в бюджете района необходимых денежных средств и необходимости времени на соблюдение установленного законом порядка их выделения.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения ответчика, правовой позиции сторон, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в части разработки проекта рекультивации земельного участка в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в части проведения рекультивации части земельного участка - в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Гагаринского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, третьи лица Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области о проведении рекультивации части земельного участка, удовлетворить.
Обязать администрацию Гагаринского сельского поселения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации части земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, а именно нарушенных земель общей площадью 6200 кв. м., в соответствие с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800.
Обязать администрацию Гагаринского сельского поселения в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу провести рекультивацию части земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, а именно нарушенных земель общей площадью 6200 кв. м., в соответствие с разработанным проектом рекультивации, отвечающим требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца
Решение изготовлено в окончательной форме 06.03.2023.
Судья Лазутина П.В.