Дело № 2-1077/2023
УИД61RS0003-01-2023-000324-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Тимченко Я.Н.,
с участием представителя истца Редичкиной Т.Ю.,
представителя ответчика Соколовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области признании решения незаконным в части не включения в страховой стаж спорных периодов работы и назначении страховой пенсии, обязании включить в страховой стаж периоды работы, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.В. (далее также истец) обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также ответчик, ОСФР по РО) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости ссылаясь на то, чтоДД.ММ.ГГГГ он обратилась в клиентскую службу в Матвеево-Курганском районе ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Ростовской области №, Кузнецову С.В. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии – 42 года. Данным решением не включены в страховой стаж, следующие периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механизатором в ТОО «Малокирсановское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом в СПК (колхоз) «Знамя», по тому основанию, что в выписке из ИЛС ЗЛ за данные года отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
Истец ссылается на то, что в спорные периоды работы он работал в ТОО «Малокирсановское», после реорганизации в СПК (колхозе) «Знамя» получал заработную плату, в связи, с чем исключение данных периодов работы ответчиком из страхового стажа считает неправомерным.
Ссылаясь на данные обстоятельства, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд признать решение ОПФР по РО об отказе в установлении пенсии № в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ОСФР по РО включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механизатором в ТОО «Малокирсановское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом в СПК (колхоз) «Знамя», обязать ОСФР по РО назначить страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Представитель истца Редичкина Т.Ю., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила суд признать решение ОПФР по РО об отказе в установлении пенсии № незаконным, в части не включения в страховой стаж спорных периодов и отказе в назначении досрочной пенсии по старости, и просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Соколова А.Э., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать, по довода, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст.39(ч.2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно ч. 1 ст.8Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что Кузнецов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по РО с заявлением о назначении емудосрочнойстраховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по РО № Кузнецову С.В. отказано в установлениидосрочнойстраховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового 42-х летнего стажа, страховой стаж истца составил 39 лет 7 месяцев 13 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Ответчиком не засчитаны в страховой стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механизатором в ТОО «Малокирсановское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом в СПК (колхоз) «Знамя», так как в выписке из ИЛС ЗЛ за данные периоды отсутствует сведения об уплате страховых взносов.
Суд находит оспариваемое решение ОПФР по РО, в части не включения в страховой стаж спорных периодов и отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кузнецову С.В. незаконным и необоснованным на основании следующего.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичная позиция содержится в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Для подтверждения стажа, истцом представлена трудовая книжка колхозника РОС №, выданная ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в колхозе «Знамя Коммунизма», ТОО «Малокирсановское», СПК (колхоз) «Знамя».
Также в подтверждении трудового стажа истцом предоставлены копии книг учета труда колхозников за 1998-2001гг., заверенные Муниципальным Архивом Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области в которых содержатся сведения о начислении истцу заработной платы, помесячно, в том числе с натуральной оплатой труда.
Оценив предоставленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Кузнецова С.В.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В спорный период времени действовал Кодекс законов о труде РСФСР согласно ст.237 взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.
Таким образом, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось ранее и обеспечивается в настоящее время уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Следовательно, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как в периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механизатором в ТОО «Малокирсановское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом в СПК (колхоз) «Знамя», так и позднее должен был производить работодатель.
Согласно предоставленных в суд документов из наблюдательного дела страхователя СПК (колхоз) «Знамя» подтверждается, что в спорный период времени у страхователя имелась задолженность по страховым взносам перед ПФР, проводились акты сверки погашения простроченной задолженности, заключалось соглашение о предоставлении рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам в ПФР, составлялся график погашения данной задолженности.
На основании выписки из ИЛС ЗЛ Кузнецова С.В. сформированной ДД.ММ.ГГГГ в части формы СЗВ-К – сведения о трудовой деятельности в СПК (колхоз) «Знамя» рег. № значатся периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механизатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в качестве тракториста, то есть, работодатель при предоставлении формы СЗВ-К (согласно сведениям на титульном листе трудовой книжки колхозника РОС №) сданным в ГУ УПФР РФ Матвеево-Курганского района ДД.ММ.ГГГГ фактически подтвердил трудовой стаж истца в спорный период времени.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
При этом суд указал, что механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.
Таким образом, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, права на пенсию и иные, связанные с нею льготы.
Факты неуплаты работодателем СПК (колхоз) «Знамя» страховых взносов за спорные периоды работы истца, в силу приведенной правовой позиции, не позволяет исключить их из трудового стажа.
С учетом норм отложенного права страховая пенсия по старости полагается Кузнецову С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения не ранее ДД.ММ.ГГГГ, то есть в 63 года.
С учетом положений ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Поскольку, страховой стаж Кузнецова С.В. с учетом включения спорных периодов на дату обращения составляет более 42 лет, требования истца о назначении ему досрочной пенсиис ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах отказпенсионногооргана в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кузнецова С.В. является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кузнецова С.В. – удовлетворить.
Признать решение ОПФР по РО № об отказе в установлении пенсии в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении страховой пенсии по старости – незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в страховой стаж периоды работы Кузнецова С.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ механизатором в колхозе ТОО «Малокирсановское», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом в СПК (колхоз) «Знамя».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) назначить Кузнецову С.В. страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.03.2023.