Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6360/2023 ~ М-4996/2023 от 20.06.2023

Дело г.

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023г.

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,

при секретаре ФИО4,

с участием истца ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Истец ФИО3 обратился в суд с настоящим иском о признании нуждающейся в однократном обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения указывая на то, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Будденовского межрайонного суда <адрес> Народной Республики от ДД.ММ.ГГГГ. по делу установлен факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения. После начала СВО 20.06.20223г. из <адрес>, где он находился в интернате, он был доставлен в Российскую Федерацию, зачислен в ГКУ социального обслуживания <адрес> Семейный центр помощи и детям «Непоседы» на основании приказа о зачислении от 20.06.2022г. По достижению совершеннолетия истец поступил и проходит обучение в ГАПОУ МО «ПК Энергия», проживает в общежитии по месту обучения. По окончанию обучения и выезда из общежития, ему некуда вернуться и зарегистрироваться. Распоряжением от 03.05.2023г. Окружного управления социального развития Министерства образования <адрес> ФИО3 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку он не имеет постоянного места жительства в <адрес>.

Истец считает, что категория лиц, из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которой он относится, имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту своего жительства, т.е. в г.о. Балашиха.

Представитель ответчика <адрес> Балашиха в судебное заседание явился, против иска возражал.

Представители третьего лица Администрации городского округа Балашиха, Уполномоченного по правам ребенка в <адрес> извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 закона <адрес> от -ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном <адрес>.

В соответствии с частью 9 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет 27 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от ДД.ММ.ГГГГ N 16/10 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. родился в <адрес> <адрес>, мать ФИО1, гражданку <адрес>, отец ФИО2.

Ррешением Будденовского межрайонного суда <адрес> <адрес> от 29.06.2022г. по делу установлен факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения.

Данным решением было установлено, что 28.03.2022г. в отдел по делам семьи и детей администрации <адрес> поступило сообщение ГБУ «Городская детская клиническая больница <адрес>» о том, что 25.03.2022г. был доставлен несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, ранее обучавшийся в Мариупольском центре профессионально-технического образования, при себе имел свидетельство о рождении, паспорт гражданина <адрес>, проживал в Молодежном центре им.ФИО6 по адресу: <адрес>.

При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что место нахождения отца ФИО2 установить не представляется возможным, мать ФИО1 постоянно проживает в <адрес>. Установить местонахождение и полные анкетные данные для объявления в розыск, информации о смерти родителей ФИО3 не представляется возможным.

Распоряжением Министерства социального развития <адрес> за -р от ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетний ФИО3 признан нуждающимся в помощи государства, с применением пер к дальнейшему жизнеустройству.

Распоряжением Министерства социального развития <адрес> за -р от ДД.ММ.ГГГГ. несовершеннолетний ФИО3 помещен временно сроком на 3 месяца в ГКУ СО МО Семейный центр помощи семье и детям «Непоседы».

По достижению совершеннолетия ФИО3 выдан паспорт гражданина РФ.

С 19.08.2022г. ФИО3 проходит обучение в ГАПОУ МО «Подмосковской колледж «Энергия», дата окончания колледжа ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с обучением в колледже, ФИО3 проживает в общежитии по адресу: <адрес>, мкр.Ольгино, <адрес>, где периодически регистрируется по месту пребывания.

Постоянной регистрации у ФИО3 не имеется.

Какого-либо жилья на праве собственности на территории Российской Федерации также не имеет.

При рассмотрении настоящего дела, было установлено, что мать ФИО3 постоянно проживает вместе с супругом и дочерью в Египте, при общении в судебном процессе с помощью мессенджера Вотсаб пояснила суду, что и она, и ФИО3 зарегистрированы в <адрес>, перед началом СВО и перед выездом в Египет она передала сына ФИО3 в интернат, в связи с отсутствием материальной возможности его содержания, рассчитывая забрать его позже, но возвращаться в настоящее время в <адрес> не намерена в связи с военными действиями.

С учетом имеющихся материалов дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ФИО3, как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом, обязанность по включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должна быть возложена на Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес>.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство социального развития <адрес> включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.рождения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 23.09.2021г.

Судья                                                   Т.К.Двухжилова

2-6360/2023 ~ М-4996/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиновьев Никита Артемович
Ответчики
Министерство социального развития МО
Другие
Уполномоченный по правам ребенка
Администрация г.Балашиха
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Двухжилова Татьяна Константиновна
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Подготовка дела (собеседование)
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
23.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее