Дело № 2-5652/2022 (59RS0007-01-2022-005209-85)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2022 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Тетериной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадырова Газинура Фаязовича к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о включении периода работы в стаж,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он предоставил ответчику для проверки и дельнейшем оформлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. (трудовая книжка, военный билет, диплом о высшем образовании, диплом о среднем специальном образовании, страховое свидетельство и др.). ДД.ММ.ГГГГ. он обратился к ответчику с заявлением о даче ответа на вопросы – какие периоды его работы в какой организации не будут браться в учет при оформлении документов на назначение страховой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ. ответчик сообщил, что периоды работы и заработной платы на территориях государств-членов Соглашения ЕАЭС с ДД.ММ.ГГГГ. могут быть учтены в страховой и общий трудовой стаж только в случае подтверждения таких периодов компотным органом государства-члена ЕАЭС. ДД.ММ.ГГГГ. был направлен запрос об истребовании документов о стаже работы в прокуратуре Карагандинской области Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ. в Единый накопительный пенсионный фонд Республики Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения в рамках Соглашения ЕАЭС. Ответ до настоящего времени не поступил. Таким образом, исходя их ответа на его обращение, ответчик ставит под сомнение период работы в прокуратуре Карагандинской области Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ. и не собирается включать его в страховую пенсию, однако при этом ответчик не ставит под сомнение трудовую книжку и записи в ней. Действия ответчика, ставящие в зависимость стаж (факт) работы в прокуратуре <адрес> от получения или неполучении ответа из другой республики, являются неправомерными.
С учетом изложенного ФИО1 просит обязать Управление установления пенсий ОПФР по Пермскому краю Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц № 5 включить в страховой стаж период работы в прокуратуре Карагандинской области Республики Казахстан с 01.01.1991г. по 09.12.1993г. в целях назначения страховой пенсии.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил письменной отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований, указывая, что на сегодняшний день заявление о назначении пенсии истцом не подавалось, Отделением решений о назначении или об отказе в назначении пенсии не принималось, документы, подтверждающие стаж работы истца, пенсионным органом не оценивались. В рамках предварительной работы с лицами предпенсионного возраста Отделением направлен официальный запрос от 18.01.2022г. об истребовании документов о стаже работы истца прокуратуре Карагандинской области с 01.01.1991г. по 09.12.1993г., при этом истцу разъяснено, что после предоставления документов результат оценки документов будет доведен дополнительно.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), при наличии страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) в размере не менее 30 (с учетом переходных положений статьи 35 названного Федерального закона).
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложений 5 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно Приложению № 5 Федерального закона № 400-ФЗ мужчинам, достигшим возраста 60 лет в 2020 году в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы страховая пенсия по старости может быть назначена через 24 месяца от возраста, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 546н).
В силу пункта 13 Правил № 546н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 19 Правил № 546н определено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Согласно части 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно части 9 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Согласно ч.20 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в клиентскую службу ОПФР в г.Добрянка с заявлением, в котором просил сообщить, какие периоды его работы в какой организации, указанные в трудовой книжке, не берутся и не буду браться в учет при оформлении документов на назначении пенсии и на каком основании.
Письмом Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц № Управления установлений пенсий ОПРФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. истцу сообщено, что согласно выписке из ИЛС общий страховой стаж составлет <данные изъяты>. Стаж работы на территории республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств -членов ЕАЭС может быть подтверждены компетентными органами государства - участника международного соглашения.
В рамках предварительной работы с лицами предпенсионного возраста Отделением направлен официальный запрос от ДД.ММ.ГГГГ. № об истребовании документов о стаже работы истца в Прокуратуре Карагандинской области за период с ДД.ММ.ГГГГ в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения в рамках Соглашения ЕАЭС.
Также истцу разъяснено, что после предоставления информации, результат оценки документов будет доведен дополнительно.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право.
Таким образом, с заявлением о назначении пенсии ФИО1 в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю не обращался, ответчик решение об отказе в назначении пенсии ФИО1 не принимал. По обращению истца была проведена лишь предварительная работа, направлен запрос в компетентный орган республики Казахстан о подтверждении периода работы истца в прокуратуре, ответ на который до настоящего времени не получен.
Поскольку с заявлением о включении периодов в стаж, назначении пенсии с предоставлением подтверждающих документов ФИО1 в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю не обращался, оценка пенсионных прав истца пенсионным органом не производилась, решение об отказе во включении в стаж периода работы истца с 01.01.2019г. по 09.12.1993г. ответчик не принимал, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Истец не лишен возможности обратиться с соответствующими заявлениями в пенсионный орган, представить документы, подтверждающие его периоды работы, и в случае отказа во включении каких-либо периодов в стаж обжаловать решение пенсионного органа в судебном порядке. Суд же, исходя из конституционного принципа разделения властей, не может подменять специальную компетенцию ответчика и в нарушение установленного заявительного порядка назначения пенсии осуществлять оценку пенсионных прав истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2022