РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 июня 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Улановой Е.С.,
при секретаре - Перовой Е.В.,
с участием прокурора – Самарцевой А.В.,
представителя административного истца - Чистякова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1131/2020 по административному исковому заявлению Медведева М.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части,
у с т а н о в и л:
Медведев М.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня их принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее – Перечень на 2016г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015г. № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015г. № 3265 (далее – приказ № 3033), в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее – Перечень на 2017г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907 (далее – приказ № 1907), в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее – Перечень на 2018г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647 (далее – приказ № 1647), в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включены принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения, которые не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку не являются офисными, не использовалось под торговый объект, объекты общественного питания и бытового обслуживания, расположены в нежилом здании - склад. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с данными помещениями. В связи с чем, считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца - Чистяков В.М., действующий на основании доверенности, поддержал требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.
На административное исковое заявление Министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечни на 2016, 2017 и 2018 гг. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Выслушав объяснения стороны истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014г. № 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 3033 утвержден Перечень на 2016г., № 1907 утвержден Перечень на 2017г., приказом № 1647 утвержден Перечень на 2018г., которые опубликованы: приказ № 3033 - на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день принятия; приказ № 1907 - в издании «Волжская коммуна», N 313(29859), 24 ноября 2016г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016г.; приказ № 1647 - в издании "Волжская коммуна", № 281(30176), 31 октября 2017г. (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), "Волжская коммуна", № 283(30178), 01 ноября 2017г. (Приложение (пп. 91 - 16435)).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты Министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия указанных приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Под пунктом № в Перечень на 2016г., под пунктом № в Перечень на 2017г., под пунктом № в Перечень на 2018г. включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Медведев М.В. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг..
Под пунктом № в Перечень на 2016г., под пунктом № в Перечень на 2017г., под пунктом № в Перечень на 2018г. включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Медведев М.В. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг..
Под пунктом № в Перечень на 2016г., под пунктом № в Перечень на 2017г., под пунктом № в Перечень на 2018г. включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Медведев М.В. согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг..
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. в собственности Медведева М.В. находятся нежилые помещения: с кадастровым номером №, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, площадью № кв.м, - которые имеют назначение и наименование «нежилое помещение».
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. данные помещения располагаются в здании с кадастровым номером №, которое имеет назначение «нежилое здание» и наименование «склад».
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг., земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено указанное здание, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады.
По сведениям технических паспортов (экспликации площади помещений) нежилое помещение площадью № кв.м является складом, в названных нежилых помещениях площадью № кв.м расположены склады, касса, кабинеты, площадью № кв.м – раздевалка, мех.маст., кабинеты, бытовка.
При этом понятие «кабинеты» не тождественно понятию «офисы», в связи с чем, по сведениям ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых помещений не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в указанные Перечни по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
В связи с чем, для включения помещений в Перечни объекта недвижимости на 2016-2018гг. требовалось установление их фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Как следует из договоров аренды, Медведева М.В. передал в аренду спорные объекты недвижимости ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дороги», а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в аренду ООО «Тольятти Запчасть» для размещения склада и бытовых помещений персонала.
Видом деятельности ООО «Тольятти Запчасть», в том числе, является хранение и складирование грузов, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и представленными договорами поставок.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГг., общая площадь офисных комнат в составе нежилых помещений: с кадастровым номером № составляет 36,3 кв.м или 7,5 % от общей площади объекта, с кадастровым номером № – 30,5 кв.м или 6,3 % от общей площади объекта. Фактическое использование прочих комнат в составе данных нежилых помещений в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не установлено. Наличие административных, офисных, торговых, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания в составе нежилого помещения с кадастровым номером № не установлено.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании в период 2016-2018гг. спорных помещений в целях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения (2016, 2017, 2018гг.), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Медведева М.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015г. № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015г. № 3265, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Судья Е.С. Уланова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.06.2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 22 июня 2020 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Улановой Е.С.,
при секретаре - Перовой Е.В.,
с участием прокурора – Самарцевой А.В.,
представителя административного истца - Чистякова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1131/2020 по административному исковому заявлению Медведева М.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части,
руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Медведева М.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015г. № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015г. № 3265, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016г. N 1907, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017г. N 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Судья Е.С. Уланова