УИД:67RS0005-01-2023-001147-68
Дело № 2-85/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гагарин 31 января 2024 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Малышева Д.Г.,
при секретаре Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крантова Ю. А. к УМВД России по Смоленской области, МО МВД России «Гагаринский» о взыскании заработной платы за работу в выходные и праздничные дни,
установил:
Крантов Ю.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Гагаринский» о взыскании заработной платы в выходные и праздничные дни, а также сверхурочного времени, ссылаясь на то, что с июня 2006 года работал в должности старшины (дислокация г. Сычевка) группы тылового обеспечения МО МВД России «Гагаринский», с декабря 2015 года в должности полицейского – водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (дислокация г. Сычевка) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Гагаринский». 20.03.2023 уволен из органов внутренних дел, однако при увольнении ему не произведен расчет компенсации за привлечение к выполнению обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021, 2022 и 2023 годы в связи с отсутствием табелей учета служебного времени. В связи с чем, просит обязать ответчика составить табели учета служебного времени за указанный период его работы и произвести расчет оплаты его работы в выходные и праздничные дни, а также сверхурочного времени, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец Крантов Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – МО МВД России «Гагаринский» по доверенности Расулов И.И. в судебном заседании возражая против заявленных исковых требований, указала, что 20.03.2023 Крантов Ю.А. действительно уволен из органов внутренних дел. При увольнении, Крантов Ю.А. с рапортом об оплате компенсации за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в МО МВД России «Гагаринский» не обращался. В период службы Крантову Ю.А. был установлен ненормированный служебный день, в связи с чем, за 2021,2022 годы предоставлялись дополнительные отпуска в количестве 7 календарных дней, за 2023 год выплачена денежная компенсация. Кроме того, за 2021-2023 годы доводилось дополнительное финансирование для оплаты компенсации за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сотрудникам задействованных для охраны ВК, в день празднования 9 мая, в период проведения выборов, сотрудникам, входящих в СОГ. Из вышеуказанных мероприятий Крантов Ю.А. был задействован в 2021 году для ООП в период проведения выборов 15-19 сентября, в 2022 году для ООП в период празднования 9 мая. За что ему была выплачена денежная компенсация, согласно приказов начальника МО МВД России «Гагаринский» № 456 от 20.12.2001 и № 218 от 27.06.2022. Согласно составленных табелей учета рабочего времени, исполнение Крантовым Ю.А. служебных обязанностей производилось в пределах установленной нормальной продолжительности служебного времени. Кроме того, Крантов Ю.А. был уволен из органов внутренних дел 20.03.2023, а с настоящим иском обратился в суд 23.06.2023, по истечении предусмотренного ч. 4 ст. 72 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срока.
Представитель привлеченного, в соответствии со ст. 40 ГПК РФ, в качестве соответчика – УМВД России по Смоленской области по доверенности Чернобурова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением возникшего спора.
Суд, заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в п.п. 285, 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50.
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (п.п. 61-62 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации № 181 от 31.01.2013).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Крантов Ю.А. с сентября 2014 года проходил службу в должности старшины (дислокация г. Сычевка) группы тылового обеспечения МО МВД России «Гагаринский», с декабря 2015 года в должности полицейского (водителя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (дислокация г<адрес>) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Гагаринский», в звании прапорщик полиции.
На основании приказа МО МВД России «Гагаринский» № 48 л/с от 20.03.2023 прапорщик полиции Крантов Ю.А. уволен со службы в органах внутренних дел с должности полицейского (водителя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОП по Сычевскому району изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Гагаринский», с выплатой единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания, выплатой денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы за 2023 год (в количество 0,83 календарных дня), неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2023 год (1,16 календарных дня), неиспользованный дополнительный отпуск за особые условия службы (1,66 календарных дня).
Установлено, и не оспаривается сторонами, что Крантову Ю.А. был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней за 2021 год (приказ № 91л/с от 25.10.2021), дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней за 2022 год (приказ № 266 л/с от 20.12.2022), а также была выплачена денежная компенсация пропорционально отработанному времени за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 1,16 календарных дня за 2023 год (приказ № 48 л/с от 20.03.2023).
Крантов Ю.А. в судебном заседании указал о том, что привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также работе сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, за которые до настоящего времени компенсационная выплата ответчиком не произведена.
Из справки главного бухгалтера МО МВД России «Гагаринский» Сульдиной М.В. следует, что Крантову Ю.А. был установлен ненормированный служебный день (предоставлялись дополнительные отпуска в количестве 7 календарных дней за 2021,2022 года, за 2023 год выплачена денежная компенсация за 0,83 к/дня). За 2021-2023 годы доводилось дополнительное финансирование для оплаты компенсации за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сотрудникам задействованных для охраны ВК, в день празднования 9 мая, в период проведения выборов, сотрудникам входящих в СОГ. Из вышеуказанных мероприятий Крантов Ю.А. был задействован в 2021 году для ООП в период проведения выборов 15-19 сентября, в 2022 году для ООП в период празднования 9 мая. За что ему была выплачена денежная компенсация, согласно приказов начальника МО № 456 от 20.12.2021 и № 218 от 27.06.2022. Других приказов о выплате денежной компенсации за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни Крантову Ю.А. в бухгалтерию МО МВД России «Гагаринский» не поступало (л.д.42,44-53).
Согласно представленных по запросу суда представителем ответчика МО МВД России «Гагаринский» Расуловой И.И. табелей учета рабочего времени Крантова Ю.А., количество часов исполнения служебных обязанностей прапорщиком полиции Крантовым Ю.А. составило: в 2021 году 1416 часов, при установленной нормальной продолжительности служебного времени за год 1972 часа; в 2022 году – 1816 часов, при установленной нормальной продолжительности служебного времени за год 1973 часа.
Данные указанные в табелях, согласуются также с представленными выписками из постовой ведомости расстановки нарядов по обеспечению правопорядка в общественных местах, а также из книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов ОП по Сычевскому району МО МВД России «Гагаринский» в отношении Крантова Ю.А.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении Крантовым Ю.А. работы в выходные и нерабочие праздничные дни, а также работы сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в дни, не включенные в представленные табеля, истцом не представлено, в ходе судебного заседания также не добыто.
Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Борисова П.А., проходившего в период времени с 2020 по 2023 год службу в органах внутренних дел в ОП по Сычевскому району МО МВД России «Гагаринский» в должности старшего полицейского, не опровергают доводы стороны ответчика.
Кроме того, Борисов П.А. как и истец Крантов Ю.А. в судебном заседании не указали конкретные дни сверхурочной работы.
Согласно ч.1 ст. 72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 служебный спор в органах внутренних дел - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Согласно части 4 статьи 72 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Положениями ст. 392 ГК РФ также установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в течение 3- месяцев.
В соответствии с п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 г. №181, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число каждого месяца.
Таким образом, после получения денежного довольствия за каждый месяц, в котором истец привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, ему становилось известно о нарушении своего права, вместе с тем истец данные действия работодателя не оспаривал в суде, с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха не обращался.
Приведенные истцом доводы о том, что о нарушенном праве он узнал только после того, как 26.06.2023 обратился в МО МВД России «Гагаринский» с заявлением о выплате, судом во внимание не принимаются, поскольку Крантов Ю.А. отмечает, что с 2021 года задолженность ему не выплачена, что говорит о том, что с 2021 года истцу уже было известно о нарушении его прав, однако в суд с иском он обратился в октябре 2023 года.
С учетом установленных обстоятельств, истец, обратившись в суд с требованиями о выплате денежной компенсации за оспариваемые периоды за пределами установленного срока, а поскольку истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в иске Крантову Ю.А. к УМВД России по Смоленской области, МО МВД России «Гагаринский» в том числе и в связи с пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.02.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░