№5-540/2022
62RS0004-01-2022-000785-55
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Рязань 26 октября 2022 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прокофьева Т.Н.,
рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Гуськова Сергея Викторовича,
У С Т А Н О В И Л :
В Советский районный суд г. Рязани на рассмотрение из Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступил протокол №5 от 09.02.2022 и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Гуськова С.В., как допустившего проведение строительных работ на земельном участке с кадастровым номером <...> в границах выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)» с нарушением требований ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2022 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Судья, руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гуськова С.В. и его защитника ФИО5, о месте и времени рассмотрения дела извещавшихся надлежащим образом, о причине неявки не сообщивших, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч. 3. ст. 7.13 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Реализуя дискреционные полномочия применительно к отношениям, объектом которых являются земельные участки, законодатель в ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным данным Кодексом и федеральными законами, в том числе возможность ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях сохранения объектов культурного наследия.
Для этого в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Так, по общему правилу, установленному ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия, в границах территории объекта культурного наследия на территории достопримечательного места разрешаются: работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; а также разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно п. 2 ст. 5.1 данного Закона, применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований пп. 2 п. 1 настоящей статьи.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.04.2013 №275 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения включен выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)» и утверждены границы его территории
Из материалов дела усматривается, что в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области поступило обращение Рязанского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» о проведении земляных работ на земельном участке по адресу: г. Рязань, ул. Щедрина, д. 16.
Указанный земельный участок расположен в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань», утв. приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 №275).
В целях проверки сведений, изложенных в обращении, сотрудниками инспекции на основании «Положения о региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия», утв. постановлением Правительства Рязанской области от 14.10.2015 №258, и задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 13.12.2021 №97н, произведен осмотр места проведения работ (земельный участок с кадастровым номером <адрес>
В результате осмотра установлено, что на земельном участке фиксируется проведение строительных работ, о чем составлен акт осмотра с фотофиксацией от 13.12.2021.
Факт проведения строительных работ также подтверждается заключением от 29.11.2021 №47 ООО «Научно-производственный центр «Рязанская археологическая экспедиция».
В Инспекцию по вопросу согласования проекта (раздела проекта) обеспечения сохранности вышеуказанного выявленного объекта культурного наследия обращений не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Гуськова С.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, копия уведомления о составлении протокола об административном правонарушении была направлена Гуськову С.В. 29.12.2021. Согласно справке об отправке/доставке почтового отправления № в графе «информация о доставке», 29.12.2021 почтовое отправление прибыло в место вручения, 14.01.2022 была неудачная попытка его вручения и 28.01.2022 оно возвращено из-за истечения срока хранения.
Доставка корреспонденции осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом от 31.07.2014 №234, в соответствии с которыми письменная корреспонденция при невозможности вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
В ответе на судебный запрос о разряде почтового отправления городская курьерская служба сообщила, что заказное письмо с уведомлением № было принято 29.12.2021 от Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на имя Гуськова С.В., проживающего по адресу: <адрес> С целью вручения заказного письма с уведомлением (31.01 и 18.01) осуществлялся выход курьера по указанному адресу. Заказное письмо возвращено отправителю 28.01.2022.
В связи с указанными обстоятельствами, учитывая, что не имеющее разряд «административное», почтовое отправление должно было храниться в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, судья приходит к выводу о нарушении порядка извещения ФИО3, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Кроме того, исходя из выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду Гуськову С.В., а также иным лицам (ФИО4 и ФИО3), на основании договора №№ от 05.07.2019, заключенного сроком до 05.07.2068, в чьем владении и пользовании он и находился на момент спорных правоотношений.
ФИО4, ФИО3 и Гуськовым С.В. на основании ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации было подано уведомление от 05.06.2020 о планируемой реконструкции принадлежащего им на праве долевой собственности жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на арендованном ими земельном участке с кадастровым номером <адрес>
16.06.2020 Администрация г. Рязани направила заявителям уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, основанием для принятия какового решения послужило, в том числе не соблюдение при планировании реконструкции индивидуального жилого дома требований законодательства об объектах культурного наследия в связи с нахождением указанного земельного участка в зоне объектов археологического наследия.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 09.12.2020, вступившим в законную силу 12.01.2021, признано незаконным вышеназванное уведомление Администрации г. Рязани и на Администрацию г. Рязани возложена обязанность рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции повторно в установленном законом порядке. <...>
Уведомлением № от 04.03.2021 Администрация г. Рязани согласовала реконструкцию жилого дома, как соответствующего установленным параметрам жилищного строительства.
Однако 06.10.2021 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области в адрес Администрации г. Рязани было направлено уведомление о выявлении по адресу: <адрес>, самовольной постройки, основанное на акте осмотра объекта культурного наследия.
08.11.2021 Администрация г. Рязани обратилась в Советский районный суд г. Рязани с исковым заявлением к Крысиной О.В., Гуськову С.В., Зотову А.А. о сносе вновь возведенного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> как самовольной постройки.
Определением суда от 08.11.2021 в порядке обеспечения вышеуказанного иска был наложен запрет по осуществлению любых видов строительства на земельном участке по адресу: <адрес>
Одновременно, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления Администрации г. Рязани от 04.03.2021, согласовывающего реконструкцию, и обязании произвести действия, направленные на повторное рассмотрение уведомлений о планируемой реконструкции в установленном порядке с учетом требований законодательства об объектах культурного наследия.
15.12.2021 Администрацией г. Рязани принято постановление №5429 об отмене уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке.