Дело № 12 – 49/2021
УИД 51RS0006-01-2021-001589-27
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Мончегорск 19 октября 2021 года
Комсомольская набережная, д. 56
Судья Мончегорского городского суда Мурманской области Пронина Елена Анзоровна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – АО «Мончегорскводоканал» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора К.З.В. №.... от <дд.мм.гггг> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора К.З.В. №.... от <дд.мм.гггг> АО «Мончегорскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000,0 рублей.
В жалобе на вышеуказанное постановление, защитник юридического лица АО «Мончегорскводоканал» С.О.С.указывая на то, что у АО «Мончегорскводоканал» имеется утвержденный решением от <дд.мм.гггг> №.... Управления Росприроднадзора по <адрес> Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия по <дд.мм.гггг>, данные которого были учтены при разработке Декларации о воздействии на окружающую среду от <дд.мм.гггг>, просит постановление Росприроднадзора отменить.
При рассмотрении дела, защитнику АО «Мончегорскводоканал»С.О.С. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, каких-либо заявлений и ходатайств от нее не поступило. Защитник доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Административный орган - Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в суд своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть жалобу без участия представителя.Должностным лицом, вынесшим постановление К.З.В. представлены письменные возражения на жалобу, в которых подробно указана позиция должностного лица.
Выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела, оценив представление по делу доказательства, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.
Согласно статье 26.1Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению, кроме прочего, подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 18.05.2021 № 179-рп (в редакции распоряжения от 17.06.2021 № 218-р), в отношении АО «Мончегорскводоканал» в период с 24 мая по 21 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в ходе которой было выявлено, что Обществом не разработаны нормативы образования отходов производства и потребления.
АО «Мончегорскводоканал» является природопользователем, объект которого состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В программном техническом обеспечении учета объектов негативного воздействия окружающей среды поставлен на учет объект: <адрес>, код объекта №....П, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду II, категория риска объекта – высокая (2). Свидетельство о постановке на государственный учет объекта №.... от <дд.мм.гггг>, дата ввода в эксплуатацию <дд.мм.гггг>.
Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
В ходе проведения проверки, АО «Мончегорскводоканал» был представлен Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 2017 года (л.д. 110-138), и получен документ на основании решения Управления Росприроднадзора по <адрес> от <дд.мм.гггг> №.... об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на срок действия с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> (л.д. 58, 59-61).
Согласно ст. 11 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 219-ФЗ (ред. от <дд.мм.гггг>) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии сФедеральным законом от <дд.мм.гггг> № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до <дд.мм.гггг>, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
АО «Мончегорскводоканал» для объекта №....П разработана Декларация о воздействии на окружающую среду от <дд.мм.гггг> (л.д. 39-57).
По результатам проверки сделан вывод о том, что общество в нарушение приведенных выше норм осуществляло деятельность в отсутствие утвержденных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта II категории АО «Мончегорскводоканал», поскольку при наличии декларации о воздействии от <дд.мм.гггг>, утвержденные в 2018 году нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утратили свое действие со дня представления декларации.
В связи с чем, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора К.З.В. №.... от <дд.мм.гггг> АО «Мончегорскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000,0 рублей.
Кроме того, по результатам проверки АО «Мончегорскводоканал» <дд.мм.гггг> выдано предписание №.... об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно, предписано в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ разработатьнормативы образования отходов и лимитов на их размещение для объекта НВОС II категории с ко<адрес>-П, со сроком исполнения – <дд.мм.гггг>.
Между тем,АО «Мончегорскводоканал» вменяетсянеисполнение обязанности по разработке Проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, который АО «Мончегорскводоканал» разработан в 2017 году, был представлен проверяющему лицу и в силу 11 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» на момент представления декларации о воздействии на окружающую среду своего действия не утратил.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Это означает, в частности, что действия (бездействие) не могут быть основанием административной ответственности, даже если в них есть признаки противоправности, пока и если деяние не описано как состав административного правонарушения, т.е. не запрещено в надлежащем для того законе.
На основании пунктов 1 и 2 ст. 24.5Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку АО «Мончегорскводоканал» разработан Проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться расширительно, т.е. распространяться на деяния, прямо им не запрещенные, учитывая, что в материалы дела административным органом не представлено доказательств выявления проверкой образования в ходе осуществления Обществом деятельности каких-либо отходов, которые не включены в разработанный ОбществомПроектнормативов образования отходов и лимитов на их размещение,оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «Мончегорскводоканал» прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
решил:
Жалобу защитника АО «Мончегорскводоканал», – удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора К.З.В. №.... от <дд.мм.гггг> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФв отношении АО «Мончегорскводоканал», – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Пронина