Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1095/2022 ~ М-983/2022 от 18.05.2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 года пос. Ленинский

    Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюрина Н.А.,

при секретаре Самусевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1095/2022 (УИД 71RS0015-01-2022-001528-25) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Кочеткову Сергею Егоровичу об освобождении земельного участка,

у с т а н о в и л:

    министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Кочеткову С.Е. об обязании его за свой счет в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятые земельные участки (землю) площадью 29 кв.м. по предоставленным координатам поворотных точек прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> путем сноса ограждения.

    Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, прилегающем с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу:<адрес> на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Кочеткова С.Е. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории. В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено, что с северной, западной, восточной сторон обследуемый земельный участок имеет ограждение из металлического профилированного листа. Доступ на участок осуществляется с земельного участка с кадастровым номером , а также через металлические ворота и калитку с северной стороны, с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Следует отметить, что обследуемый участок и земельный участок с кадастровым номером находятся в едином ограждении и представляют собой единое землепользование.Земельный участок с кадастровым номером , из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, состоит на государственном кадастровом учете, границы данного земельного участка учтены в местной системе координат, принадлежит на праве собственности Кочеткову С.Е.. В результате проведенных измерений определена площадь земельных участков расположенных за границами участка с кадастровым номером которая составляет 29 кв.м., это земельный участок, прилегающий с северной стороны к земельна участку с кадастровым номером .По состоянию на текущий момент сведения о предоставлении земельного учаастка площадью 29 кв.м. каким-либо заинтересованным лицам в министерстве отсутствуют.

    Представитель истца Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Ответчик Кочетков С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.

Суд, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.    

Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).

Земельный кодекс РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ч.1 ст. 15). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами (ч. 1 ст. 25) и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч. 1 ст. 26). К основным принципам земельного законодательства, относится, в том числе, принцип платности использования земли (ст.1).

Гражданский кодекс РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2 ст. 214).

Согласно п.2 ст. 10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют правление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимает деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1).

28.11.2019 Тульской областной Думой принят Закон № 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее - Закон № 118-ЗТО), согласно ст.1 Закона № 118-ЗТО с 01.01.2020 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.     В свою очередь, в соответствии с п.1, подпунктом 33 п. 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, прилегающем с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу:<адрес> на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Кочеткова С.Е. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства.

Согласно сведений из ЕГРН, земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу:<адрес>, категория земель –земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Кочеткову С.Е., границы земельного участка установлены в соответствие с требованиями земельного законодательства.

Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными ЕГРН, специалистами министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и проведены камеральные работы по обработке геодезических измерений.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, что с северной, западной, восточной сторон обследуемый земельный участок имеет ограждение из металлического профилированного листа, доступ на участок осуществляется с земельного участка с кадастровым номером , а также через металлические ворота и калитку с северной стороны, с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

По итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений определена площадь земельного участка, используемого за границами земельного участка с кадастровым по координатам точек:

№ точки

Х,м

Y, м

Длина линии, м

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

, а именно площадью 29 кв.м., на котором находится ограждение из металлического профильного листа.

    Фактически на местности обследуемый земельный участок площадью 29 кв.м. и участок с кадастровым находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив.

По состоянию на момент рассмотрения дела, Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчику земельного участка, площадью 29 кв.м., а доказательств обратного суду не предоставлено.

Таким образом, ответчик самовольно, без законных оснований, использует земельный участок площадью 29 кв.м. нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2 ст. 15 ЗК РФ).

В силу п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст. 264 ГК РФ).    

В соответствии со ст.222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

    В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке (ст. 11). Одним из способов защиты гражданских прав является: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом (ст. 12).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с требованиями ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пп.2 п.1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п.2).

В соответствии с положениями ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п.2). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3).

Статья 62 ЗК РФ определяет, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (п.2).

Поскольку, как установлено, в настоящее время спорный земельный участок по координатам поворотных точек, указанных в Акте, прилегающий к земельному участку с кадастровым , используются ответчиками без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то он относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми наделено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, которое не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду его ответчику, то ответчик самовольно без законных оснований использует данный спорный земельный участок нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы истца, который уполномочен распоряжаться спорным земельным участком, а действия ответчика препятствуют истцу в реализации данных полномочий.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2).

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

    На основании изложенного, признавая представленные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Сведений на наличии оснований об освобождении ответчика от уплаты госпошлины суду не представлено, в связи с чем, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     исковые требования Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.

    Обязать Кочеткова Сергея Егоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, ( СНИЛС за свой счет, в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить земельный участок (землю) площадью 29 кв.м., согласно координат поворотных точек:

№ точки

Х,м

Y, м

Длина линии, м

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Система координат МСК - 71.1

прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>,путем сноса ограждения.

    Взыскать с Обязать Кочеткова Сергея Егоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> в бюджет МО г. Тулы госпошлину в размере 6000 руб..

    Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалоба в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий Н.А..Тюрин

2-1095/2022 ~ М-983/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Кочетков Сергей Егорович
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Судья
Тюрин Николай Александрович
Дело на сайте суда
leninsky--tula.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
18.10.2022Дело оформлено
18.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее