Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-60/2022 ~ М-32/2022 от 27.01.2022

                                                                     УИД:45RS0013-01-2022-000055-59

Дело № 2-60/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      с.Мокроусово                                                                      28 марта 2022 года

      Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

с участием заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Согласова Д.Е. при секретаре Квашниной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Утичевская общеобразовательная школа», Муниципальному учреждению «Мокроусовский районный отдел образования», Администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Утичевская основная общеобразовательная школа, (далее МКОУ Утичевская ООШ) Муниципальному учреждению Мокроусовский районный отдел образования, (далее МУ Мокроусовский РОО), Администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МКОУ «Утичевская ООШ» в результате которой установлено нарушение. На основании ч.2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 3426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон №426-ФЗ») специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды т трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Согласно п.1 ч.2 ст. 4 Федерального закона №426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В Соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона №426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В нарушение указанных требований закона, в МКОУ «Утичевская ООШ» - «Рассветская ООШ» не проведена аттестация 7 рабочих мест. Таким образом, в настоящее время работники, осуществляющие трудовую деятельность на рабочих местах в МКОУ «Утичевская ООШ» лишены права на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействиях вредных и (или) опасных производственных факторов, а также лишены возможности получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда. В соответствии с пп.3 п.1 ст.8 Устава Мокроусовского района, утвержденного решением Мокроусовской районной Думы от 08.08.2008 №49, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мокроусовского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация Мокроусовского района Курганской области является учредителем МКОУ «Утичевская ООШ», что подтверждается п.14 Устава школы. МКОУ «Утичевская ООШ», является учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя. В соответствии с п.8 Положения МУ Мокроусовский районный отдел образования, утвержденного решением Мокроусовской районной Думы от 28.02.2017 №7, Мокроусовский районный отдел образования выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений, а также на основании пп.34 п. 11 Положения является главным распорядителем и получателем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным организациям. Таким образом, МКОУ «Утичевская ООШ», администрация Мокроусовского района и МУ Мокроусовский районный отдел образования обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда работников. Несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на безопасные условия и охраны труда. В силу ст. 45 ГПУ РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного истец просит обязать МКОУ «Утичевская ООШ» в четырехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в МКОУ «Утичевская ООШ», в том числе в структурном подразделении - «Рассветская ООШ», с результатами которой ознакомить работников вышеуказанных образовательных учреждений. Обязать Администрацию Мокроусовского района и муниципальное учреждение Мокроусовский районный отдел образования в месячный срок после вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Утичевская ООШ» на проведение специальной оценки условий труда в МКОУ «Утичевская ООШ», в том числе в структурном подразделении - «Рассветская ООШ».

В дальнейшем было принято измененное исковое заявление согласно которого прокурор Мокроусоувского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц просит: 1.обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Утичевская ООШ» в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в филиале «Рассветская ООШ» 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож) с результатами которой ознакомить работников вышеуказанного образовательного учреждения; 2 возложить на администрацию Мокроусовского района в месячный срок после вступления решения в законную силу обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение специальной оценки труда в филиале МКОУ «Утичевская ООШ» - «Рассветская ООШ» 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож); 3. возложить на МУ Мокроусовский районный отдел образования в месячный срок после вступления решения в законную силу обязанность исполнить смету расходов по проведению специальной оценки труда в филиале МКОУ «Утичевская ООШ» - «Рассветская ООШ» 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож)

В судебном заседании представитель прокуратуры Мокроусовского района Курганской области Согласов Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель МКОУ «Утичевская ООШ» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв где указала, что аттестация рабочих мест не проведена так как учредитель МКОУ Утичевской ООШ – администрация Мокроусовского района Курганской области не выделил финансовые средства для мероприятий по аттестации рабочих мест в Рассветской ООШ. Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя МКОУ Утичевская ООШ (л.д.88).

Представители ответчиков МУ Мокроусовский районный отдел образования администрации Мокроусовского района, администрации Мокроусовского района Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации Мокроусовского района в письменном отзыве указал, что считает администрацию Мокроусовского района ненадлежащим ответчиком, (л.д. 52,53,54).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от дата N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с дата (далее также - Федеральный закон от датаN 426-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), специальная оценка условий труда - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от дата N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от дата N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

А согласно части 4 указанной статьи специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от дата N 426-ФЗ.

В ходе судебного заседания установлено, что МКОУ «Утичевская ООШ" является юридическим лицом, имеет филиал Рассветская основная общеобразовательная школа, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также Уставом МКОУ «Утичевская ООШ» (л.д.10-18).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, прокуратурой Мокроусовского района Курганской области в МКОУ «Утичевская ООШ», выявлены нарушения трудового законодательства: в нарушение положений статьи 212 ТК РФ и пункта 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ юридическим лицом не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, а именно, не проведение специальной оценки условий труда 7 рабочих мест(1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож) (л.д.19).

МКОУ «Утичевская ООШ" является работодателем. Согласно штатному расписанию на 2021 год в МКОУ «Утичевская ООШ" в ее филиале Рассветской ООШ имеется 12 рабочих мест. Однако, в нарушение требований трудового законодательства, в Рассветской ООШ не проведена специальная оценка условий труда 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож) согласно штатному расписанию. Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела информацией директора МКОУ «Утичевская ООШ", Начальником МУ МРОО (л.д.19,70,80).

Установленные обстоятельства в части нарушения требований трудового законодательства, в связи с не проведением специальной оценки условий труда (далее СОУТ), ущемляют права работников, работающих в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем и должны быть устранены путем проведения СОУТ.

Уставом МКОУ «Утичевская ООШ" предусмотрено, что учредителем МКОУ «Утичевская ООШ» является муниципальное образование Мокроусовский район функции которого осуществляет администрация Мокроусовского района Курганской области. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется через централизованную бухгалтерию отдела образования администрации Мокроусовского района Курганской области. Источники формирования имущества и финансовых ресурсов МКОУ «Утичевская ООШ»: собственные средства учредителя; бюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником; добровольные пожертвования, другие источники, в соответствии с законодательством РФ. По ведомственной принадлежности МКОУ «Утичевская ООШ» подотчетно МУ Мокроусовский районный отдел образования, которое осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МКОУ «Утичевская ООШ».

П.96 Устава указывает, что финансовое обеспечение деятельности МКОУ «Утичевская ООШ», осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского района и бюджета Курганской области (л.д.10-18).

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.8 Устава Мокроусовского района Курганской области, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также осуществление (ст. 21-35).

Указанная норма Устава соответствует положениям п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.8 Положения МУ Мокроусовский районный отдел образования, отдел образования осуществляет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений и является главным распорядителем и получателем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным организациям (л.д.36-44).

Организация проводящая СОУТ, проводит работу для обеспечения нужд школы.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на проведение СОУТ, должна быть возложена на - муниципальное образование администрацию Мокроусовского района в лице администрации Мокроусовского района Курганской области.

Обязанность по устранению нарушений трудового законодательства и проведению СОУТ, суд возлагает на МКОУ «Утичевская ООШ».

А обязанность по исполнению сметы расходов по проведению СОУТ заключающуюся в зачислении необходимых денежных средств на счет МКОУ «Утичевская ООШ», должна быть возложена на МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района.

Указанный в исковом заявлении срок проведения СОУТ и осуществления финансирования, суд находит разумным и обоснованным. Каких-либо документов свидетельствующих о наличии препятствий для исполнения заявленных требований в указанный срок, ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с МКОУ «Утичевская ООШ», администрации Мокроусовского района Курганской области и МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района, государственная пошлина взысканию не подлежит

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

        Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Утичевская ООШ», Муниципальному учреждению «Мокроусовский районный отдел образования», Администрации Мокроусовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда и возложении обязанности выделить денежные средства на проведение специальной оценки условий труда, удовлетворить.

        Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Утичевская ООШ» в четырехмесячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в МКОУ «Утичевская ООШ» в ее филиале Рассветской ООШ - 7 рабочих мест, (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож), с результатами которой, ознакомить работников по вышеуказанным рабочим местам.

        Возложить на администрацию Мокроусовского района Курганской области в срок один месяц, с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность произвести финансирование мероприятий, направленных на проведение СОУТ в МКОУ «Утичевская ООШ» в ее филиале Рассветская ООШ 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож).

        Возложить на МУ Мокроусовский отдел образования администрации Мокроусовского района в срок один месяц, с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность исполнить смету расходов по проведению СОУТ в МКОУ «Утичевская ООШ» в ее филиале Рассветская ООШ - 7 рабочих мест (1- учитель иностранного языка, истории и обществознания, 1 - учитель физической культуры, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель начальных классов, 1 -учитель географии, 1- водитель, 1- сторож), путем зачисления необходимых денежных средств на счет МКОУ «Утичевская ООШ».

        Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.

     Судья

2-60/2022 ~ М-32/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мокроусовского района
Ответчики
МКОУ Утичевская ООШ
МУ Мокроусовский РОО
Администрация Мокроусовского района Курганской области
Суд
Мокроусовский районный суд Курганской области
Судья
Евдокимова Н. В.
Дело на странице суда
mokrousovsky--krg.sudrf.ru
27.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2022Дело оформлено
30.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее