Дело №5-480/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Черняховск
Судья Черняховского городского суда Калининградской области Лобанов В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД»
УСТАНОВИЛ:
16 июня 2022 года в 16 часов 00 минут юридическим лицом - ОАО РЖД – не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, а именно на железнодорожном переезде, расположенном на автодороге «Калининград-Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой» - Пастухово в районе 1 км + 800 м, дорожное покрытие имеет дефекты в виде неровности в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной 4 см, кроме того на железнодорожном переезде расположенном на автодороге «Новая деревня - Загородное» в районе 0 км + 800 м дорожное покрытие имеет дефекты в виде неровности в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной 3 см, чем нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 пункт 5.2.4, таблица 5.3; ст.12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»; ст.21 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представитель ОАО «РЖД» - Быстрицкий М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, признал и пояснил, что в настоящее время ОАО «РЖД» провело работы по устранению выявленных в ходе эксплуатации переездов недостатков в дорожном покрытии, устранив дефекты 27 июня 2022 года, что подтверждается предоставленными им документами.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу статьи 12 данного федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
В силу п.13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Обязанность содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) в силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагается на владельцев железнодорожных путей.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как предусмотрено п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Таблицей 5.3 указанного ГОСТа определены дефекты подлежащие обязательному устранению и сроки их устранения.
В частности, отклонение по вертикали верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, более 1 см является дефектом, влияющим на безопасность дорожного движения, который подлежит устранению в течение 2 суток.
Согласно материалов дела, 07 июня 2022 года в 10 часов 00 минут старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» в ходе осуществления дорожного надзора было установлено, что на железнодорожном переезде расположенном на автодороге «Новая деревня - Загородное» в районе 0 км + 800 м дорожное покрытие имеет дефекты в виде неровности в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной 3 см согласно проведенных замеров с использованием рейки дорожной КП-231РДТ,71135-18 №20798). Указанная неровность покрытия не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что угрожает безопасности дорожного движения.
07 июня 2022 года в 10 часов 30 минут старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» в ходе осуществления дорожного надзора было установлено, что на железнодорожном переезде, расположенном на автодороге «Калининград-Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой» - Пастухово в районе 1 км + 800 м, дорожное покрытие имеет дефекты в виде неровности в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной 4 см согласно проведенных замеров с использованием рейки дорожной КП-231РДТ,71135-18 №20798). Указанная неровность покрытия не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что угрожает безопасности дорожного движения.
08 июня 2022 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» генеральному директору ОАО «РЖД» было направлено представление об устранении выявленных недостатков. и оформлены рапорта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги вышеуказанных железнодорожных переездов.
16 июня 2022 года сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» был осуществлен повторный выезд в целях обследования указанных железнодорожных переездов и установлено, что меры по устранению выявленных недостатков юридическим лицом не принимались.
20 июня 2022 года должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, а 07 июля 2022 года по итогам проведенного административного расследования в отношении юридического лица - ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что вышеперечисленные железнодорожные переезды находится на балансе ОАО «РЖД», которое является лицом, ответственным за его содержание.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.12.34 КоАП РФ, и вина ОАО «РЖД» в его совершении подтверждаются рапортами должностных лиц ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» от 07 и от 16 июня 2022 года с фототаблицей, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 июня 2022 и проведении административного расследования.
Имеющиеся в материалах дела фотоматериалы являются приложением к рапортам о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, и фиксируют обстоятельства, изложенные в данных рапортах и в протоколе об административном правонарушении. Проверка проведена с использованием прибора рейки дорожной КП-231РДТ,71135-18 №20798.
В соответствии с частью 2 статьи 26.7 КоАП РФ материалы фотофиксации являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «РЖД», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для признания рапортов выявленных недостатков в содержании дорог и железнодорожных переездов и приложенных к ним фотоматериалов недопустимыми доказательствами по делу не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.34 КоАП РФ – непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, если пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Следовательно, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Суд учитывает, что размер административного наказания должен отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях, не приводить к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Назначаемое административное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволять надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.
В материалы дела представлены письменные доказательства устранения недостатков в эксплуатационном содержании вышеуказанных железнодорожных переездов по состоянию на 27 июня 2022 года.
Оценив представленные доказательства, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие ущерба и каких-либо наступивших неблагоприятных последствий, влекущих за собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, роль юридического лица по принятию мер с целью соблюдения норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о прекращении в отношении ОАО «РЖД» производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с освобождением от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения, с учетом установленных по делу обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.2.9, 29.7-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.12.34 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░.2.9 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░