УИД 21RS0022-01-2023-000637-04
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
1 июня 2023 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Шашковой Н.С.,
с участием:
помощника прокурора города Новочебоксарска Моряковой А.Г.,
представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии Мороза А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики о финансировании, возложении обязанности обеспечить дошкольное учреждение системой разблокировки и (или) открывания ворот, системой речевого оповещения,
установил:
Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - истец/прокурор), с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики (далее - Администрация), Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № «Родничок» <адрес> Республики (далее - Детский сад №/Учреждение), мотивируя тем, что при проведении проверки на соблюдение требований законодательства антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, было выявлено, что в Детском саду № имеющаяся система пожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию Учреждения, а также нахождение их в открытом положении для беспрепятственного проезда пожарной техники, в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения. На представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушения устранены не были. Со ссылкой на положения Федеральных законов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», абз. 4 п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР в РФ), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, просит возложить на Администрацию обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести финансирование Учреждения для обеспечения системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, для обеспечения системой речевого оповещения; возложить на Учреждение обязанность в течение 6 месяцев после осуществления Администрацией финансирования, обеспечить дошкольное учреждение системой автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, а также обеспечить Учреждение системой речевого оповещения.
К участию в процесс в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Отдел образования Администрации, Финансовый отдел Администрации, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, Управление имущественных и земельных отношений Администрации, МБУ «Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения <адрес> Республики», КУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», МБУ «Центр финансового и бухгалтерского обслуживания <адрес>».
В судебном заседании помощник прокурора Морякова А.Г. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии Мороз А.М. с иском согласился, просил удовлетворить.
Иные участники процесса извещены о времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда не явились, от представителей ответчиков Администрации Лебедевой Т.Н., Учреждения Кирилловой А.Г.; третьих лиц Финансового отдела Администрации Запорожцевой Е.М., МБУ «Центр финансового и бухгалтерского обслуживания <адрес>» Миронова Д.Г., КУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» Ильина С.А. поступили письменные заявления о рассмотрении дела без участия, возражений на иск не представили.
Исходя из сведений о направлении и вручении сторонам, участникам процесса судебных извещений, размещении информации в свободном доступе в сети «Интернет», суд не усматривает препятствий в рассмотрении дела при данной явке лиц.
Изучив материалы дела, представленные и добытые в суде доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
Согласно п.п. 2, 15 части 3, п. 2 части 6 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 части 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании части 4 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со ст. 63 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» (п. 5) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий в подведомственных образовательных учреждениях.
Из абз. 4 п. 71 ППР в РФ следует, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования <адрес> функционирует Детский сад № «Родничок», учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование, полномочия которого осуществляет администрация <адрес>. Имущество образовательного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в Учреждении выявлены нарушения пожарной безопасности, в том числе то, что имеющаяся система пожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическое открывание ворот, установленных на проезде (подъезде) на территорию Учреждения, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, а также отсутствует система речевого оповещения на случаи пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями в адрес Учрежденияпрокурором ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заведующая Учреждением Кириллова А.Г. обращалась к начальнику отдела образования <адрес> с ходатайством о выделении денежных средств для приобретения и установки автоматических ворот на проезде (подъезде) на территорию ДОУ для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, для проведения оценки пожарных рисков, для замены системы речевого оповещения, на замену шлейфа №, для установки световых табло на запасных эвакуационных выходах из помещений.
Вместе с тем, по настоящее время, выявленные недостатки в полном объеме не устранены. Согласно письма заведующей Учреждения, состоялся частичный ремонт системы оповещения.
С учетом вышеперечисленных требований закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по соблюдению противопожарной безопасности в пределах предоставленных полномочий, а на юридические лица - выполнение требований к противопожарной защищенности объектов. Невыполнение указанных требований свидетельствует о бездействии лиц. Поскольку Администрация осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении дошкольных образовательных учреждений, она является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города, в том числе бюджетных инвестиций в рамках бюджетных полномочий.
В соответствии с абз. 8 ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Бездействие ответчиков, выраженное в невыполнении требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, сложившаяся ситуация потенциально опасна и может явиться причиной происшествий, является недопустимым и подлежит устранению.
Поскольку выявленные нарушения требований норм противопожарного законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних детей, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих Учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ, суд считает требования прокурора об обязании устранения нарушений противопожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок - в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, суд считает неразумным и недостаточным для устранения нарушений противопожарной безопасности в Учреждении. Принимая во внимание значительность временных и финансовых затрат, необходимых для организации исполнения требований истца и для проведения соответствующих мероприятий, а также требования разумности, суд приходит к выводу о необходимости установления срока исполнения возложенной обязанности на ответчиков: Администрацию - 6 месяцев после вступления решения в законную силу, на Учреждение - 6 месяцев после финансирования Администрацией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> Республики в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № «Родничок» <адрес> Республики для обеспечения дошкольного учреждения системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот; обеспечения системой речевого оповещения в соответствии с требованиями пп. 2 части 1, части 8 ст. 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 таблицы 2 раздела 7 СП 3.13130.2009.
Возложить на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № «Родничок» <адрес> Республики обязанность в течение 6 месяцев после осуществления администрацией <адрес> Республики финансирования, обеспечить дошкольное учреждение системой автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обеспечить системой речевого оповещения в соответствии с требованиями пп. 2 части 1, части 8 ст. 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 таблицы 2 раздела 7 СП 3.13130.2009.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья Кириллова С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.