Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 28 июня 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Корниловой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1215/2022 по административному исковому заявлению Широчина Владислава Анатольевича об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Широчин В.А. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на подачу заявления и установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, расположенных на территории Красноярского района Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 26.08.20131 в размере, соответственно, 6 705 763, 28 рублей, 6 767 790, 81 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что ранее являлся собственником вышеуказанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Корнилова Л.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики Правительство Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: администрация Красноярского района Самарской области, администрация сельского поселения Новый Буян Красноярского района Самарской области, Ермаков В.А. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Правительством Самарской области представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать.
Администрацией муниципального района Красноярский Самарской области представлен письменный отзыв на административный иск, в котором оставляют принятие решения на усмотрение суда, просят рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Широчин В.А. в период с 26.10.2018 по 26.07.2020 являлся собственником нежилых зданий:
- с кадастровым номером №, площадью 2 290, 9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 2 290, 9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В настоящее время собственником названных объектов капитального строительства является заинтересованное лицо Ермаков В.А.
Указанные выше обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26.10.2018, 14.06.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых зданий была утверждена актами ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области от 26.08.213 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 26.08.2013 составила: с кадастровым номером № в размере 21 690 951, 38 рублей, с кадастровым номером № – 7 762 164, 83 рублей, что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 11.04.2022.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 утверждены новые результаты определения государственной кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области, в связи с чем кадастровая стоимость спорных нежилых зданий по состоянию на 26.08.2013 является архивной.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов внесены в ЕГРН 26.08.2013, административный иск в суд подан 18.05.2022, в связи с чем, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение в суд с административным иском, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Архивная кадастровая стоимость спорных нежилых зданий затрагивает права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки за период владения Широчиным В.А объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, в связи с чем суд полагает, что срок на обращение с заявлением в суд подлежит восстановлению.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № № 01/2022 от 04.04.2022, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО1., соласно которому рыночная стоимость нежилых зданий определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере:
- КН № – 6 705 763, 28 рублей,
- КН № – 6 767 790, 81 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых зданий выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержит сведения об определении рыночной стоимости нежилых зданий на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранного оценщиком и обоснованного им сравнительного подхода. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых зданий на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 18.05.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 2 290, 9 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26.08.2013 ░ ░░░░░░░ 6 705 763, 28 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 2 290, 9 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26.08.2013 ░ ░░░░░░░ 6 767 790, 81 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 18.05.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№