Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1094/2023 ~ М-876/2023 от 31.08.2023

Копия

Дело № 2-1094/2023

32RS0008-01-2023-001156-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дятьково                                                                                         11 октября 2023 г.

Дятьковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи                                                              Гуляевой Л.Г.,

при секретаре                                                                                          Сусековой Н.В.,

с участием представителя административного истца                        Дерюгиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Дятьковского района к УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Вступившим в законную силу решением Дятьковского городского суда от 28 сентября 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Дятьково действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дятьковского района о понуждении к совершению действий. На администрацию Дятьковского района возложена обязанность провести мероприятия по приведению площадок накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: установить контейнеры накопления ТКО, расположенные в г. Дятьково по ул. Фокина, в районе дома №63 (координаты Х 53.603978, Y 34.331817) в пределы ограждения секции данной площадки; оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Городок Строителей, в районе дома №4 (координаты Х 53.612076, Y 34.310983), ул. Циолковского, в районе дома №36 (координаты Х 53.597609, Y 34.349488) бетонным или асфальтовым покрытием, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки; оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Шувалова, в районе дома №5 (координаты Х 53.595223, Y 34.335684) г. ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

На основании указанного решения суда постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Стахурской Ю.А. от 15.08.2023 возбуждено исполнительное производство -ИП, копия постановления направлена в адрес должника.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 28 августа 2023 года ведущим судебным приставом–исполнителем Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Сусековой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Дятьковского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником.

Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация Дятьковского района обратилось в суд с иском, указав на отсутствие виновных действий со стороны администрации, поскольку исполнение данного решения в полном объеме связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных и материальных затрат.

Представитель административного истца Дерюгина О.А. в суд явилась, требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель УФССП России по Брянской области, судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Брянской области, извещенные о времени и месте рассмотрения своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии.

Выслушав объяснения представителя администрации Дятьковского района Брянской области Дерюгиной О.А., исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).

В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Дятьковского городского суда от 28 сентября 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Дятьково действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дятьковского района о понуждении к совершению действий. На администрацию Дятьковского района возложена обязанность провести мероприятия по приведению площадок накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: установить контейнеры накопления ТКО, расположенные в г. Дятьково по ул. Фокина, в районе дома № 63 (координаты Х 53.603978, Y 34.331817) в пределы ограждения секции данной площадки; оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Городок Строителей, в районе дома №4 (координаты Х 53.612076, Y 34.310983), ул. Циолковского, в районе дома №36 (координаты Х 53.597609, Y 34.349488) бетонным или асфальтовым покрытием, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки;      оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Шувалова, в районе дома №5 (координаты Х 53.595223, Y 34.335684) г. ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

На основании указанного решения суда постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Стахурской Ю.А. от 15.08.2023 возбуждено исполнительное производство -ИП, копия постановления направлена в адрес должника.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 28 августа 2023 года ведущим судебным приставом–исполнителем Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Сусековой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Дятьковского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником.

Обсуждая доводы административного истца о наличие оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд приходит к следующему:

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Изложенное свидетельствует о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как установлено в ходе судебного заседания, администрацией Дятьковского района решение суда частично исполнено, а именно контейнеры накопления ТКО, расположенные в г. Дятьково по ул. Фокина, в районе дома № 63 (координаты Х 53.603978, Y 34.331817) установлены в пределах ограждения секции данной площадки; оборудованы места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Циолковского в районе дома № 36 (координаты Х 53.597609, Y 34.349488) бетонным покрытием, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки; оборудованы места (площадки) накопления ТКО, расположенные по ул. Шувалова, в районе дома № 5 (координаты Х 53.595223, Y 34.335684) г. ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, что подтверждается актом осмотра площадок накопления твердых коммунальных отходов от 10.08.2023.

В связи с чем суд не находит вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в полном объеме, поскольку администрацией Дятьковского района приняты все меры по своевременному исполнению решения суда.

В связи чем, то обстоятельство, что орган местного самоуправления не исполнил решение суда в полном объеме не может являться основанием для взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Сусековой А.А. от 28 августа 2023 года по исполнительному производству -ИП от 15.08.2023.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Дятьковского района Брянской области удовлетворить.

Освободить администрацию Дятьковского района Брянской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Дятьковского РОСП УФССП России по Брянской области Сусековой А.А. от 28 августа 2023 года по исполнительному производству -ИП от 15.08.2023.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд Брянской области.

    Мотивированное решение составлено 16 октября 2023 г.

Председательствующий                               /подпись/                                  Л.Г. Гуляева

    <данные изъяты>

2-1094/2023 ~ М-876/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Дятьковского района
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области
Дятьковское РОСП Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области
Суд
Дятьковский городской суд Брянской области
Судья
Гуляева Лилия Георгиевна
Дело на странице суда
diatkovsky--brj.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2023Передача материалов судье
01.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Подготовка дела (собеседование)
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2024Дело оформлено
27.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее