Дело № 2-1694/2023
УИД 18RS0021-01-2023-001778-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 года г. Можга УР
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Овчинниковой А.Н.,
с участием представителя истца помощника Можгинского межрайонного прокурора Федоровой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги о понуждении устранить нарушения законодательства при содержании улично-дорожной сети,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги (далее по тексту - МБУ «Управление заказчика») о понуждении устранить нарушения законодательства при содержании улично-дорожной сети.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики по обращению проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Город Можга», а также по вопросу надлежащего содержания улично-дорожной сети в муниципальном образовании «Город Можга», в ходе которой установлено, что на <***> (между <***> и <***>) имеется ливневая канализация. Согласно сведениям кадастровой карты муниципального образования «Город Можга» земельный участок, на котором расположена ливневая канализация, имеет кадастровый номер №***, и отнесен к улично-дорожной сети.
Вместе с тем, в момент проведения осмотра установлено, что крышки на трех люках на ливневой канализации отсутствуют. Имеются лишь временные деревянные крышки, которые не соответствует требованиям ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия, утв. Приказом Госстандарта от 24.12.2019 №1443-ст. (далее по тексту – ГОСТ 3634-2019). Установленные крышки люков имеют прорези, изготовлены из непрочного материала с учетом возможных нагрузок. Тем самым, проведенной проверкой установлено, что МБУ «Управление заказчика» не принимает достаточных мер в целях надлежащего содержания улично-дорожной сети на территории муниципального образования «Город Можга». Указанные нарушения закона создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, так как установленная крышка люка имеет прорези, изготовлена из непрочного материала с учетом возможных нагрузок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст. 3, 6, 11, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит возложить обязанность на МБУ «Управление заказчика» устранить нарушения законодательства при содержании улично-дорожной сети путем установления люков ливнесточных колодцев, расположенных по <***>, между <***> и <***>, в соответствии с ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия, утв.Приказом Росстандарта от 24.12.2019 N 1443-ст.
В судебном заседании представитель истца помощник Можгинского межрайонного прокурора Федорова И.Г. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика МБУ «Управление заказчика» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Можгинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Можга», а также по вопросу содержания улично-дорожной сети муниципального образования «Город Можга».
В ходе проверки установлено, что на <***> (между <***> и <***>) на ливневой канализации отсутствуют крышки на трех люках, имеются лишь временные деревянные крышки с прорезями, которые не соответствует требованиям ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия, утв. Приказом Госстандарта от 24.12.2019 №1443-ст.
Несоответствие требованиям ГОСТ 3634-2019 данного участка дороги создает угрозу передвижения по нему неопределенного круга лиц, что нарушает права и законные интересы граждан-участников дорожного движения.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом руководствуясь принципами приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в пункте 4 статьи 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.В соответствии с п. 2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Таким образом, вопросами содержания и строительства дорог в границах муниципального образования «Город Можга» занимается Администрация муниципального образования «Город Можга», которой для этих целей создано МБУ «Управление заказчика».
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 №7-Ф3 "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Можга» к вопросам местного значения города Можги как городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Можги, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.3 Устава МБУ «Управление заказчика», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Город Можга» от 20 января 2012 года №88, учредителем МБУ «Управление заказчика» является муниципальное образование «Город Можга». Функции и полномочия учредителя МБУ «Управление заказчика» от имени муниципального образования «Город Можга» осуществляет Администрация муниципального образования «Город Можга».
Согласно пункта 2.3 Устава МБУ «Управление заказчика» осуществляет содержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Можга».
Следовательно, обязанность по устранению вышеуказанных нарушений требований государственного стандарта при содержании автомобильных дорог возлагается на МБУ «Управление заказчика» города Можги.
В соответствии с п. п. "а, в" п. 1 п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах; поддержание элементом системы водовода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).
Требования ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (далее по тексту – ГОСТ 50597-2017), являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-2019. ГОСТ 3634-2019 устанавливает типы, основные параметры и размеры люков, их место установки.
Учитывая, что положения Федерального закона «О безопасности дорожного движения», требования п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 3634-2019 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, суд приходит к выводу о том, что ответчик не исполняет возложенную обязанность по содержания улично-дорожной сети муниципального образования «Город Можга», требования Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики о возложении обязанности по установлению люков ливнесточных колодцев, расположенных по <***>, между <***> и <***>, путем приведения в соответствии с ГОСТ 3634-2019 основаны на законе, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление заказчика» города Можги (ИНН 1830001972, ОГРН 1021801126599) о понуждении устранить нарушения законодательства при содержании улично-дорожной сети удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» города Можги устранить нарушения законодательства при содержании улично-дорожной сети путем установления люков ливнесточных колодцев, расположенных по <***>, между <***> и <***>, в соответствии с ГОСТ 3634-2019. Межгосударственный стандарт. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия, утвержденным Приказом Росстандарта от 24.12.2019 №1443-ст.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 02 октября 2023 года.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В.Ходырева