Гражданское дело №2-170/2024
УИД: 09RS0006-01-2024-000152-04
Решение
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года ст. Преградная
Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Евсегнеевой Г.Ю.,
при секретаре судебного заседания Митюковой Ю.Ю.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Урупского района КЧР Мяжлонова Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урупского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к Кондратову Алексею Алексеевичу и Шунгарову Ренату Дахировичу о признании здания самовольной постройкой, обязании привести земельный участок из числа земель населенных пунктов в соответствие с видом разрешенного использования, либо сносе самовольной постройки,
установил:
Прокурор Урупского района КЧР обратился в суд с иском, в котором просит признать самовольной постройкой объект – жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> обязать привести земельный участок, на котором он расположен, из числа земель населенных пунктов в соответствие с видом разрешенного использования, либо сносе самовольной постройки, ссылаясь на то, что в ходе проверки, проведенной на основании задания прокуратуры КЧР от 06.02.2024 № 8-2-2024 «О проведении анализа эффективности реализации прокурорами полномочий по участию в делах, инициированных в целях легализации самовольных построек» установлен факт самовольного строительства Кондратовым А.А. и Шунгаровым Р.Д. указанного объекта капитального строительства, который изначально построен для использования в качестве жилого дома, однако после окончания строительства и подведения коммуникаций в 2021 году было принято решение о его использовании в коммерческих целях, мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится жилой дом, и по переводу жилого помещения в нежилое помещение ими не проведены, чем затронуты (нарушены) права жителей и гостей Карачаево-Черкесской Республики и Преградненского СП.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчики Кондратов А.А. и Шунгаров Р.Д. в судебное заседание не явились, направили в суд заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что исковые требования признают и не возражают их удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации Преградненского сельского поселения в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признает, не возражает их удовлетворению.
Представители третьих лиц администрации Урупского МР КЧР, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, филиала ППК «Роскадастр» по КЧР в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили, хотя о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд рассмотрел дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Исходя из положений законодательства необходимость сноса самовольной постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
В абзаце 2 пункта 12 Постановления Пленума ВС РФ от 12.12.2023 №44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» приведена правовая позиция, согласно которой с иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 53 АПК РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума №44 в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления. Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса).
Исходя из положений пункта 8 постановления Пленума №44 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требуется.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства разделяется на основные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования. При этом, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Статьей 18 Правил землепользования и застройки Преградненского сельского поселения Урупского МР КЧР Градостроительный регламент в части видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства включает основные виды разрешённого использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешённого использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Гр.К РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 51 Гр.К РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, частью 7 названной статьи предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».
Согласно положениям статьи 55 Гр.К РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, высказанной в постановлении Пленума от 12.12.2023 №44 правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута при осуществлении строительства обязаны соблюдать правовой режим земельного участка, а также ограничения, установленные законом или договором, на основании которого используется земельный участок (пункт 2 статьи 264 ГК РФ, статья 41 ЗК РФ), возведение (создание) постройки с нарушением вида разрешенного использования земельного участка является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки, если не будет доказана возможность приведения ее в соответствие с установленными требованиями.
В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки, при этом, необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Вместе с тем, исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков (пункт 25 постановления Пленума Верховного суда от 12.12.2023 № 44).
На основании пункта 31 Постановления Пленума №44 при установлении возможности устранения нарушений, допущенных при возведении (создании) самовольной постройки, суд принимает решение, предусматривающее оба возможных способа его исполнения, о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, на что указывается в резолютивной части решения (абзац третий пункта 2, пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ, статья 55.32 ГрК РФ, часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ).
В судебном заседании установлено следующее.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикаМ Кондратову А.А. и Шунгарову Р.Д. в равных долях по 1\2 доле в праве общей долевой собственности.
На земельном участке расположен объект – жилой дом площадью <данные изъяты> с КН №, принадлежащий ответчикам.
Земельный участок расположен в зоне №, выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из индивидуальных жилых домов, а также блокированных жилых домов, основными видами разрешенного использования в соответствии со статьей 49 ПЗЗ Преградненского СП, основными видами разрешенного использования являются: жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокированная жилая застройка, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, магазины, общественное питание, автомобильный транспорт, ведение садоводства, хранение автотранспорта.
Собственники земельного участка и жилого дома Кондратов А.А., Шунгаров Р.Д. в ходе проведения проверки прокурора в своих объяснениях указали, что здание используется ими как цветочный и продуктовый магазины, в этой связи ранее они имели намерение произвести действия по изменению категории земельного участка, однако не успели этого сделать ввиду занятости. В ходе судебного производства направили в адрес суда заявления о признании исковых требований.
Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Урупского района КЧР, поскольку достоверно установлено, что собственники спорного земельного участка используют его с нарушением вида разрешенного использования, с 2021 года до настоящего времени не предприняли мер, направленных на изменение его основного вида разрешенного использования. Здание, находящееся на земельном участке, является объектом самовольного строительства, поскольку не обладает признаками индивидуального жилого дома, используется как коммерческая недвижимость на земельном участке с иным видом разрешенного использования, его эксплуатация в качестве коммерческого объекта требует проведения специальных мероприятий по установлению его соответствия противопожарным, иным мерам безопасности, что не выполнятется собственниками. В отсутствие необходимых документов и разрешений, применяемых к коммерческим объектам, имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Собственники земельного участка в нарушение положений законодательства Российской Федерации, обязывающих получить разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, избрали упрощенный порядок строительства и оформления прав на индивидуальный жилой дом, предусмотренный статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который таковым не является.
В случае неисполнения решения суда о приведении вида разрешенного использования земельного участка в установленный судом срок, здание, признанное судом объектом самовольного строительства, подлежит сносу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.
Признать самовольной постройкой объект - <данные изъяты> с КН №, расположенный на земельном участке из категории земель населенных пунктов с КН №, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Кондратова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения <адрес>, паспорт №, и ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт №, привести земельный участок из числа земель населенных пунктов с КН № по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными требованиями по виду разрешенного использования в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, либо снести самовольную постройку жилой дом с КН № в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Кондратова Алексея Алексеевича государственную пошлину по делу в сумме 150 рублей в бюджет Урупского муниципального района КЧР.
Взыскать с Шунгарова Рената Дахировича государственную пошлину по делу в сумме 150 рублей в бюджет Урупского муниципального района КЧР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Урупский районный суд КЧР.
Мотивированное решение составлено 29 июля 2024 года
Председательствующий
судья Урупского районного суда КЧР подпись Г.Ю. Евсегнеева
копия верна
судья Урупского районного суда КЧР Г.Ю. Евсегнеева